Не только достопримечательности посмотреть, но и товары купить – репортаж с семинара рабочей группы факультета социальных наук
На очередном семинаре рабочей группы факультета социальных наук «Туристический рынок в меняющейся социальной реальности: направления развития, участники, методы изучения» его участники обсудили, кто и зачем ездил в туристические поездки заграницу в советское время.
Основой для дискуссии, модератором которой выступила аспирантка Аспирантской школы по социологическим наукам Елена Швецова, стала статья Игоря Орлова и Алексея Попова «Импортная вещь и дух консюмеризма: потребительские аспекты выездного туризма в СССР».
В 1920-1930-е годы поездка заграницу для советского человека обычно служила поощрением со стороны государства. В нее отправлялись люди заслуженные – те, кто перевыполнил план («ударники»). Кроме того, в командировку ездили руководители предприятий. Их цель – изучить опыт организации производств в других странах. В обоих случаях поездки по сути не являлись туризмом: прежде всего, речь шла о решении идеологической или практической задачи. Инициатива исходила скорее от государства, нежели от «туриста».
Во второй половине XX века ситуация уже выглядела иначе. Возможность для выездного путешествия, которое оставалось привилегированной практикой, начала зависеть от социального статуса человека, наличия у него финансовых средств и социальных связей. Одни знакомства помогали потенциальному путешественнику войти в ограниченный круг туристов, другие – занять в долг необходимую сумму денег. Но все причастные к успеху поездки ожидали получить что-то взамен: прежде всего, импортные вещи. Сувениром мог стать даже обычный пластиковый пакет. Иными словами, привезенный объект имел в первую очередь символическую ценность. Обладатель «материальной благодарности» мог продемонстрировать связь с заграничным миром, прямую или опосредованную другим статусным лицом. Таким образом, социальный капитал для путешественника становился и «билетом», и обязательным «грузом» в багаже по дороге домой.
Софья Голева,
студентка образовательной программы «Психология»,
участник рабочей группы
«Туристический рынок в меняющейся социальной реальности»