Возможности исследования соседства в контексте сопровождаемого проживания людей с инвалидностью: рефлексия теоретических и исследовательских подходов
Состоялся семинар на тему “Возможности исследования соседства в контексте сопровождаемого проживания людей с инвалидностью: рефлексия теоретических и исследовательских подходов” проектной группы “(Вос)производство инклюзивного жизненного пространства: стратегии и практики интеграции людей с ментальной инвалидностью в локальное сообщество”.
18 января, состоялся второй семинар проектной группы “(Вос)производство инклюзивного жизненного пространства: стратегии и практики интеграции людей с ментальной инвалидностью в локальное сообщество” на тему “Возможности исследования соседства в контексте сопровождаемого проживания людей с инвалидностью: рефлексия теоретических и исследовательских подходов”. Докладчиками выступили участники проектной группы и стажеры-исследователи МЛ ИСИ Максим Гурин и Екатерина Долгова.
Максим обозначил основную теоретическую рамку исследования: дал определение концепту “инклюзивное жизненное пространство”, под которым понимается проектирование жилья с учетом потребностей различных малозащищенных групп, в том числе инвалидов, рассказал о программах совместного проживания, которые позволяют людям с ментальной инвалидностью интегрироваться в жизнь социума, и представил статистические данные опросов россиян, из которых следует, что люди положительно оценивают интеграцию людей с ментальной инвалидностью в общество, однако не готовы вступать с ними в тесные отношения.
Екатерина рассказала об основных подходах к изучению соседства, делая акцент на исследованиях, актуальных в рамках изучения совместного проживания. В этом контексте предлагается понимать соседство как локальное сообщество, обладающее общностью территории, социальными связями и стабильным взаимодействием между его членами. Важно рассматривать и добрососедство - обмен “дарами” (денежными, материальными, эмоциональными). Отдельно докладчики представили исследования людей с ментальной инвалидностью в соседском сообществе. Для таких людей важна интеграция в соседское сообщество, в том числе поддержание контактов с соседями и привлечение в решение “соседских” вопросов.
Дискуссант, Николаев Владимир Геннадьевич, кандидат социологических наук и преподаватель ФСН НИУ ВШЭ, поставил вопрос о применимости термина “соседство” к контексту постсоветских городов, где часто географическая близость не означает близость социальную, поэтому проблема интеграции людей с ментальной инвалидностью в соседское сообщество наблюдается не везде. В конце был сделан акцент на важность проведения эмпирических исследований соседства. Дальнейшие обсуждения выстроились вокруг практического опыта слушателей, работающих с людьми с ментальной инвалидностью.