Стереотипы восприятия исторических эпох как ресурс символической политики
17 января на открытом семинаре рабочей группы факультета социальных наук "Символическая политика в контексте социетальных трансформаций: конструирование идентичностей, переосмысление прошлого, воображение будущего" обсуждался доклад "Стереотипы восприятия исторических эпох как ресурс символической политики" д.полит.н., профессора кафедры теоретической и прикладной политологии Южного федерального университета Поцелуева Сергея Петровича.
В рамках семинара рабочей группы, Сергей Петрович представил доклад, основанный на предварительных результатах проекта "Когнитивно-ценностная структура мировоззренческих моделей современного россиянина: поколенческие и региональные различия". Докладчик сделал акцент на роли стереотипов сознания в восприятии исторических эпох, зависящем от мировоззрения того или иного исторического поколения страны. Важной задачей исследования Сергея Петровича являлась инструментализация ряда стереотипов восприятия исторических эпох России, занимающих особое место в отечественной символической политике. При конструировании дизайна исследования, автор использует теорию символической политики, теорию поколений (идея социального перелома в современной России, вызванного сменой поколений - В.В. Радаев). Отдельное внимание Сергей Петрович уделил стереотипам восприятия исторических эпох российским поколением Z, его «легендам об исторических периодах» (Ю.А. Левада), а также потенциалу использования этих стереотипов в контексте оппозиционного дискурса современной России.
Эмпирическую часть исследования составили данные социологических опросов, проведённых в восьми регионах России. Оценки исторических этапов России были проанализированы с учетом корелляции значимых исторических этапов, событий и личностей.
В процессе дискуссии участники семинара обсудили: перспективность использование понятие "стереотипы восприятия" и возможность их исследования с помощью социологических опросов, методологические основы исследования и роль антропологических факторов в восприятии россиянами исторических эпох, роль агентов в процессе создания стереотипов об исторических эпохах.