О полезности взвешивания при изучении туристов – репортаж с семинара рабочей группы факультета социальных наук
На очередном семинаре рабочей группы факультета социальных наук «Туристический рынок в меняющейся социальной реальности: направления развития, участники, методы изучения» речь шла о том, как корректировать смещения и взвешивать данные в рамках социологического анализа, в том числе туристической сферы.
Аспирант Аспирантской школы по социологическим наукам Сергей Куликов начал свое выступление с рассмотрения ситуаций, в которых применяется взвешивание. Почти всегда опросить всю генеральную совокупность сложно и дорого, поэтому нужно проводить выборочное исследование. Исследователи могут столкнуться с тем, что в итоговую выборку вошло больше или меньше респондентов с определенными характеристиками, чем было нужно, а также имеются пропуски ответов. Это приводит к смещению данных – нарушению пропорции представленных в выборке групп объектов относительно генеральной совокупности. Также иногда необходимо сравнить результаты двух исследований. Во обоих случаях можно применить метод статистического выравнивания данных, когда каждому респонденту приписывается весовой коэффициент, отражающий относительную важность учета его высказывания по сравнению с высказываниями других опрошенных.
Как отметил Сергей Куликов, способы взвешивания можно разделить на два вида: простое (одномерное) и многомерное. Простое взвешивание позволяет скорректировать представленность различных подгрупп в выборке, чтобы она соответствовала их доле в генеральной совокупности, уменьшить смещение, вызванное несбалансированной выборкой. Для каждого наблюдения в выборке присваивается вес, обычно обратно пропорциональный вероятности его включения в выборку. Так, если некоторые группы перепредставлены в выборке, их вес уменьшается, а если недопредставлены – увеличивается.
Многомерное взвешивание, в свою очередь, осуществляется двумя основными способами. Во-первых, речь идет про RIM-взвешивание (от англ.: Random Iterative Method), также известное как римский метод или итеративное пропорциональное взвешивание. Оно помогает обеспечить распределение ключевых демографических и других переменных в выборке в соответствии с известным распределением этих переменных в генеральной совокупности. Метод заключается в итеративной корректировке весов выборки таким образом, чтобы их суммарные распределения по каждой переменной как можно точнее соответствовали целевым показателям.
Во-вторых, для многомерного взвешивания используется метод PSA (от англ.: Propensity Score Adjustment), который применяется для уменьшения смещения из-за вмешивающих переменных при анализе причинно-следственных связей, особенно в тех исследованиях, где случайное распределение участников по группам невозможно. Здесь сначала рассчитываются вероятности включения объектов в выборку, а дальнейшее взвешивание осуществляется с учетом этих значений. Рассмотренные многомерные методы позволяют уменьшить смещение выборки и повысить ее репрезентативность, однако они могут быть технически сложными по сравнению с простым взвешиванием.
В конце семинара Сергей Куликов предложил аудитории провести мини-анализ туристической сферы. В соответствии с выбранными ключевыми характеристиками, такими как пол, возраст, регион проживания и тип туризма (внутренний или внешний) с помощью взвешивания получается выровнять выборку, если есть смещение в сторону той или иной группы туристов.
Екатерина Тюрина,
студентка образовательной программы «Социология»,
участник рабочей группы
«Туристический рынок в меняющейся социальной реальности»