• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методологические подходы к интервьюированию людей с ментальной инвалидностью

27 декабря 2023 г. прошел семинар на тему «Методологические подходы к интервьюированию людей с ментальной инвалидностью: анализ исследовательской литературы и полевой опыт». Докладчиками выступили участники проектной группы, стажёры-исследователи МЛ ИСИ, Данила Парщиков и Максим Гурин.

Методологические подходы к интервьюированию людей с ментальной инвалидностью

В своем выступлении Данила кратко затронул вопрос, каким образом реализуются программы сопровождаемого проживания и в чем специфика этого эмпирического поля, а также представил обзор приведенных в методологической и теоретической исследовательской литературе рекомендаций по проведению качественного исследования, объектом которого являются люди с ментальной инвалидностью.

Данила отметил, что существует определенная проблема, связанная с попыткой адаптировать инструментарий исследования, сохранив при этом его эффективность. Адаптированный инструментарий чувствителен к когнитивным и коммуникативным особенностям информантов, в то время как эффективный позволяет получить наиболее качественные данные. Немаловажным аспектом при проведении интервью с людьми с ментальной инвалидностью являются логическая структура формулировок, присутствующих в гайде интервью, отсутствие вопросов о негативном опыте, а также наличие стимульных материалов.

Вторая часть выступления была посвящена рефлексии полевого опыта докладчиков и описанию сложностей, с которыми они столкнулись. Максим рассказал о роли педагогов при проведении интервью с подростками с ментальной инвалидностью и применении различных вспомогательных инструментов при взаимодействии интервьюера с информантами.

Отдельное внимание было уделено ограничениям исследовательского инструментария, связанным с ориентацией людей с ментальной инвалидностью во времени, коммуникативным условиям в процессе группового взаимодействия и необходимостью пищевого подкрепления. Максим отметил, что изучаемая группа максимально гетерогенна и это лишь подчеркивает необходимость адаптировать инструментарий исследования.

Дискуссант, Шведовский Евгений Феликсович, младший научный сотрудник, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», методист ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», указал на корректность характеристик ответов информантов и значимость полевых наблюдений, сделанных исследователями.

Дискуссант подчеркнул необходимость учитывать лексико-семантические особенности вопросов, специфику подросткового возраста информантов, уровень развития абстрактного мышления людей с ментальной инвалидностью. Также была отмечена важность работы с мотивационным воздействием на участника исследования и сочетания визуальных инструкций и поощрения. Чтобы снизить стрессовые факторы, возникающие в процессе проведения индивидуальных или групповых интервью, дискуссант предложил ввести подготовительный этап при взаимодействии с подростками, учитывающий их когнитивные особенности.

В ходе дальнейшей дискуссии были затронуты вопросы выбора метода исследования и использования альтернативной методологии, анализа стратегий ухода или избегания, особенностей языка, на котором говорят информанты, а также сензитивности определенных тем, возникавших в ходе проведения интервью. Присутствие на семинаре представителей различных научных дисциплин позволило сформировать продуктивный диалог и обсудить проблемы, возникающие при проведении исследований, фокусирующихся на людях с ментальной инвалидностью.