• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Данила Парщиков на конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия в эпоху кризиса социальности»

13 ноября 2023 года Парщиков Данила, участник проектной группы «(Вос)производство инклюзивного жизненного пространства: стратегии и практики интеграции людей с ментальной инвалидностью в локальное сообщество», выступил на III Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия в эпоху кризиса социальности» Международной лаборатория исследований социальной интеграции с докладом на тему «Методологические подходы к интервьюированию людей с ментальной инвалидностью: между формализацией и индивидуальными особенностями информантов».

Данила представил доклад на тему «Методологические подходы к интервьюированию людей с ментальной инвалидностью: между формализацией и индивидуальными особенностями информантов». Выступление было сосредоточено на рассмотрении выявленных в ходе анализа литературы методологических рекомендаций по проведению индивидуальных и групповых интервью с людьми с ментальной инвалидностью. Во второй части выступления докладчик отрефлексировал собственный опыт применения описанных рекомендаций в полевой работе.

Попытка эмпирического исследования опыта людей с ментальной инвалидностью связана с рядом нетривиальных методологических вызовов. Основной задачей на этапе сбора данных является адаптирование исследовательского инструментария таким образом, чтобы он, с одной стороны, был чувствительным к когнитивным и коммуникативным особенностям информантов, а с другой – оставался достаточно эффективным с точки зрения качества полученных данных. Узким местом на этапе интерпретации является распространенная практика привлечения значимых для ЛсМИ взрослых для уточнения и обогащения полученных выводов. Эта тенденция ведет к заглушению «голоса» ЛсМИ и снижению их агентности в части репрезентации собственного опыта. В зарубежной литературе приводятся рекомендации по трем основным направлениям: упрощению логической структуры вопросов (использованию простых предложений, избеганию отрицательных формулировок); конкретизации вопросов (отказ от абстрактной системы релевантности, снижение доли открытых вопросов), а также отслеживанию поведения информантов при ответе на вопросы (склонность к утвердительным ответам и феномен «эхолалии» - повторения слов или обрывков фраз, только что услышанных от интервьюера). Описанный корпус рекомендаций помещает исследователя в достаточно жесткие рамки и существенно сужает спектр тем, которые можно раскрыть в ходе интервью с нейроотличными информантами.

Опираясь на собственный опыт проведения интервью с участниками программы сопровождаемого проживания для людей с ментальными особенностями, докладчик приводил аргументы в пользу того, что описанные методологические основания являются гибкими и подвижными, а требования к инструментарию могут быть пересмотрены с учетом индивидуальных особенностей участника интервью. В частности, Данила указывал на различия в навыках владения абстрактными понятиями на примере вопросов о времени и воспоминаниях, а также отмечал высокую продуктивность использования открытых вопросов в разговоре с отдельными информантами. Подводя итог, спикер дополнил полученные выводы, перечислив ряд успешных практик, которые поспособствовали установлению доверительного контакта с информантами. Одна из них – совмещение роли интервьюера и информанта в процессе интервью. Отвечая на вопросы гайда наравне с участником интервью, исследователь воссоздает ситуацию неформального равноправного диалога, что положительно сказывается на вовлеченности подростков в процесс интервью.