Теория социальной стратификации Пьера Бурдье на службе у социологии туризма – репортаж с семинара рабочей группы факультета социальных наук
На очередном семинаре рабочей группы факультета социальных наук «Туристический рынок в меняющейся социальной реальности: направления развития, участники, методы изучения» обсуждались возможности и ограничения стратификационного анализа туристов.
Разговор о социальной стратификации принято начинать с изложения ключевых идей Карла Маркса и Макса Вебера. Именно так в своем выступлении и поступила аспирантка Аспирантской школы по социологическим наукам Елена Швецова. В качестве главного критерия классовой принадлежности Карл Маркс выделял наличие или отсутствие средств производства. Таким образом формировались полярные классы: в капиталистическом обществе это буржуазия и пролетариат. В свою очередь, в центре внимания Макса Вебера были отношения к собственности, престижу и власти. Такой подход давал более многогранную картину социальной стратификации. Елена Швецова отметила, что оба классика жили в эпоху индустриального общества (середины XIX – начала XX века), а потому они больше фокусировались на изучении процессов производства, нежели досуговых практик.
Серьезным вызовом для классового анализа стал уход в сторону исследования различных социальных страт и новая постановка исследовательских вопросов. В середине XX века Пьер Бурдье предлагает говорить в терминах нескольких видов капиталов – прежде всего, экономического, культурного и социального. Их конфигурация определяет пространство стилей жизни, в которых есть место и труду, и потреблению. По мнению Елены Швецовой, использование теории социальной стратификации Пьера Бурдье видится перспективным для изучения туристических практик населения, а точнее их многообразия в разных группах.
Максим Маркин,
старший преподаватель департамента социологии,
руководитель рабочей группы
«Туристический рынок в меняющейся социальной реальности»