• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы изучения туризма в коммерческом секторе – репортаж с семинара рабочей группы факультета социальных наук

На очередном семинаре рабочей группы факультета социальных наук «Туристический рынок в меняющейся социальной реальности: направления развития, участники, методы изучения» его участники обсудили различные подходы к сбору данных в маркетинговых исследованиях, связанных с анализом перемещений и путешествий.

Аспирант Аспирантской школы по социологическим наукам Сергей Куликов начал свое выступление с рассмотрения специфики работы в коммерческом секторе. В маркетинговых исследованиях данные необходимо собирать быстро и с минимальными затратами. В том числе поэтому в коммерческом секторе сегодня преобладает метод онлайн-опросов CAWI (Computer Assisted Web Interviewing), когда анкета отображается в интернет-браузере в виде веб-страницы. Такой подход относительно дешев и прост в исполнении.

Существуют и другие методы. Например, CAPI (Computer Assisted Personal Interviewing), когда интервьюер использует экран своего ноутбука, чтобы читать задаваемые вопросы и вводить ответы. Или CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing), при котором интервьюер задает вопросы по телефону и записывает ответы на компьютер. Этот метод часто используют в своих опросах «фабрики изучения общественного мнения», в том числе в исследованиях туризма. Такие опросы позволяют узнать статистику по поездкам россиян: где проводят отпуск, как часто ездят в другие регионы России, какой вид отдыха предпочитают. Наконец, классическим методом сбора данных является PAPI (Paper And Pencil Interviewing), когда интервьюер вслух зачитывает вопросы респондентам, держа в руках распечатанную анкету и записывая их ответы. Однако относительно других доступных сегодня методов он является довольно затратным.

Сергей Куликов отметил, что в коммерческой сфере популярны онлайн-панели. Они могут насчитывать до миллиона участников. Для анализа данных в маркетинговых исследованиях часто используется сегментация, то есть разделение целевой аудитории на небольшие группы на основе общих характеристик. Например, это могут быть типы туристов, покупающих экскурсии или выбирающих разные отели для своего отдыха.

В конце семинара его участники обсудили относительно новую технологию Eye Tracking. В маркетинговых исследованиях она используется для отслеживания положения глаз – где человек фокусирует внимание при просмотре рекламы, веб-сайтов и других материалов. Eye Tracking позволяет изучать реакции, помогая маркетологам понять, какие элементы вызывают интерес у потребителей.

 

Екатерина Тюрина,

студентка образовательной программы «Социология»,

участник рабочей группы
«Туристический рынок в меняющейся социальной реальности»