• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Просмотр спортивных состязаний как туристическая активность – репортаж с семинара рабочей группы факультета социальных наук

На очередном семинаре рабочей группы факультета социальных наук «Туристический рынок в меняющейся социальной реальности: направления развития, участники, методы изучения» преподаватели и студенты рассмотрели взаимосвязь спортивной моды и моды на спорт в контексте развития туристической отрасли.

Просмотр спортивных состязаний как туристическая активность – репортаж с семинара рабочей группы факультета социальных наук

В своем докладе профессор кафедры «Основы российской государственности и социально-философские науки» Севастопольского государственного университета Виталий Лукащук раскрыл ключевые изменения в облике спорта и привлечении внимания к нему за последние столетия.

В XIX веке спорт был доступен не каждому. Дело не только в том, что покупка инвентаря требовала средств; скорее, важно то, что сама культура занятий спортом целиком принадлежала небольшому количеству людей, у которых, с одной стороны, было свободное время, а с другой стороны, – стремление соответствовать высокому социальному статусу. Они нанимали игроков и участвовали в соревнованиях, называясь «спортсменами»; вступали в клубы по интересам и надевали специальную одежду, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к ним. Все больше людей хотело приобщиться к спортивному антуражу, и спорт приобрел собственную моду, когда подражание «верхам» или «демонстративное потребление» по Т.Веблену запустило цикл ее распространения и эволюции. Просмотр зрелищных состязаний стал элементом туристической активности.

XX век привнес в мир спортивной моды возможности технологического развития, массового производства товаров и распространения информации. Спортсмены начали изменять традиционную экипировку, экспериментируя с материалами и фасонами, чтобы адаптировать ее к конкретному виду спорта и достигнуть лучших результатов. Эту идею подхватили предприниматели, и в конкуренции брендов, специализирующиеся на спортивной одежде, стали рождаться практичные, революционные по сравнению с повседневной одеждой, модели. Нередко производители сотрудничали со спортсменами: результатом их объединенных усилий стал новый виток развития спортивной моды, которая становилась все более массовой и роль подиума для которой выполняла арена. Форма менялась, становясь практичнее. Кроме того, популярность отдельных спортсменов и оптика телекамер заостряли общественное внимание на их внешнем виде. Оказываясь в освещении СМИ, спортсмены могли стать выразителями социальных течений. Например, укороченная длина подола или отсутствие корсета у теннисисток успешно продвигало идею «освобождения от условностей».

В то же время развивалась и «мода на спорт». С одной стороны, популярность набирали «зрелищные виды спорта» – те, что привлекают наибольшее количество зрителей и туристов, в том числе благодаря трансляциям. На востребованности того или иного вида спорта сказывались заведенные спортивные традиции и особенно победы национальных сборных на международных соревнованиях. С другой стороны, развитие получили спортивные занятия, связанные с поддержанием физической формы, например, бодибилдинг и фитнес.

 

Софья Голева,

студентка образовательной программы «Психология»,

участник рабочей группы
«Туристический рынок в меняющейся социальной реальности»