Соболь в цифрах: Забайкалье
21 марта состоялся семинар проектной группы «Промысловая охота в современной России». Опираясь на написанное о соболином промысле С.П. Крашенинниковым, А.А. Черкасовым, а также статьи современного исследователя истории Забайкалья Д.Н. Беспалько, Елизавета Солоненко рассказала о специфике развития соболиного промысла в Забайкалье в исторической перспективе, а также на основе данных о выделенных квотах на добычу и информации об охотхозяйствах проанализировала современное положение промысла.
Соболь был одной из основных причин освоения отдаленных районов Забайкалья. Массовая и бесконтрольная охота на соболя привела к оскудению соболиных запасов в Западной Сибири, что подтолкнуло охотников уходить промышлять дальше на восток. С открытием соболиного промысла как прибыльного дела забайкальские территории стали постепенно заселяться, основывались новые поселения, создавались фактории. В XVII веке именно Восточная Сибирь стала основным районом добычи пушнины.
В конце XIX – начале XX веков численность соболя сильно упала. Образованные до этого охотничьи артели распадались или сокращались. До 50-х годов охотничьи угодья находились в упадке, так как в уходе за ними не были заинтересованы ни колхозы, за которыми в тот момент охотугодья еще не были закреплены юридически, ни сами охотники, которые считали, что территории находятся на попечении государства.
После учреждения норм добычи, а также отлаживания системы контроля за промыслом, популяция восстановилась. Охотники больше не могли работать индивидуально или самостоятельно определять объемы добычи, тем не менее, установление порядка в ранее неконтролируемой сфере привело к ее гармоничному развитию. Советская система управления ресурсами до сих пор является эталоном и поводом для ностальгии для современных промысловиков.
Оценить современное состояние соболиного промысла в Забайкальском крае без проведения полевой работы трудно. Тем не менее, анализ показателей самых соболиных угодий показал, что хоть потенциально интересные кейсы для изучения промысла в регионе и можно обнаружить, экономической основой домохозяйств промысел быть вряд ли может.