Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автоэтнография такси: не-профессия и не-работа

23 декабря состоялся семинар проектной группы "Неформальная самоорганизация и экономика такси и доставки в тени агрегатора". Георгий Сталинов рассказал о своем опыте автоэтнографии такси.

Докладчик отработал в такси более 100 часов в рамках коммерческого исследования адаптации работников в такси, фиксируя наблюдения в дневник. Большой неожиданностью оказался контакт с таксопарком как с сервисом по аренде автомобиля. Сам агрегатор воспринимается и водителем, и таксопарком исключительно как инфраструктура для работы. Это чуть больше, чем автодорожная сеть или система светофоров, если не учитывать бонусы и другие маркетинговые приемы, ориентированные на водителей. Коммуникация агрегатора с водителем односторонняя. Водитель работает по правилам, которые не может оспорить, обсудить. Гораздо более гибкие отношения выстраиваются с таксопарком, где водитель арендует машину. Это поле для договоренностей, неформальных (экономических) практик, которые остаются за ширмой агрегатора. Во многом потому что коммуникация с таксопарком – коммуникация с людьми, а не с обезличенным приложением.

Таксопарк – гибрид партнера и работодателя, потому что таксисты зарабатывают для него деньги, но такси – не наемная работа. С точки зрения Георгий, это не работа вовсе. Сложно воспринимать как работу рутинные операции, которые предлагает тебе приложение и которые не приводят к какому-то видимому материальному результату.