Автоэтнография такси: не-профессия и не-работа
23 декабря состоялся семинар проектной группы "Неформальная самоорганизация и экономика такси и доставки в тени агрегатора". Георгий Сталинов рассказал о своем опыте автоэтнографии такси.
Докладчик отработал в такси более 100 часов в рамках коммерческого исследования адаптации работников в такси, фиксируя наблюдения в дневник. Большой неожиданностью оказался контакт с таксопарком как с сервисом по аренде автомобиля. Сам агрегатор воспринимается и водителем, и таксопарком исключительно как инфраструктура для работы. Это чуть больше, чем автодорожная сеть или система светофоров, если не учитывать бонусы и другие маркетинговые приемы, ориентированные на водителей. Коммуникация агрегатора с водителем односторонняя. Водитель работает по правилам, которые не может оспорить, обсудить. Гораздо более гибкие отношения выстраиваются с таксопарком, где водитель арендует машину. Это поле для договоренностей, неформальных (экономических) практик, которые остаются за ширмой агрегатора. Во многом потому что коммуникация с таксопарком – коммуникация с людьми, а не с обезличенным приложением.
Таксопарк – гибрид партнера и работодателя, потому что таксисты зарабатывают для него деньги, но такси – не наемная работа. С точки зрения Георгий, это не работа вовсе. Сложно воспринимать как работу рутинные операции, которые предлагает тебе приложение и которые не приводят к какому-то видимому материальному результату.