• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспедиция на Дальний Восток

В июле сотрудники лаборатории Леонид Исаев и Евгений Иванов вместе с группой студентов Вышки отправились в экспедицию на Дальний Восток в рамках проекта “Открываем Россию заново”.
Наша основная работа проходила, пожалуй, в одном из самых загадочных регионов нашей страны – Еврейской автономной области (далее - ЕАО). ЕАО врезается в память ещё со школьных уроков, выделяясь среди прочих уголков России: единственная автономная область, почему-то еврейская, да ещё и в Приамурье. Примерно так формируются основные представления о ЕАО у большинства россиян, в особенности у тех, кто живёт в европейской части страны. Если вбить в Яндексе запрос «ЕАО», то выдача покажет “где находится на карте” и “почему так называется”. Стандартный набор. При этом исследовательское чутье подсказывало, что ЕАО может приятно удивить.

В фокусе нашей экспедиции оказалась структура алкогольного потребления в регионе, в особенности употребление суррогатов. Другими словами, какие спиртные напитки люди предпочитают, и что приводит к тому к переходу на непитьевые спиртовые жидкости (т.н. “фунфыри”). В течение 2010-х годов из ЕАО приходило много печальных новостей об отравлениях непитьевым алкоголем, например, настойкой боярышника, обретшей дурную славу по всей России.

В ЕАО в последние годы отмечались одни из самых высоких показателей потребления алкоголя на душу населения в стране. Это коррелировало с особо высоким уровнем смертности среди мужчин и особо низкой ожидаемой продолжительностью жизни у них же. Высокий вклад в мужскую сверхсмертность в ЕАО традиционно вносило потребление непитьевого алкоголя. 

Хотя в регионе были приняты меры по борьбе с этим бедствием, на сегодняшний день уровень потребления алкоголя в ЕАО по-прежнему оценивается Минздравом как “выше среднего”. В 2019 году в регионе более 30 человек погибли, отравившись алкоголем. Ещё большее количество людей умирает от заболеваний, вызванных употреблением алкоголя. Помимо медицинских рисков, со злоупотреблением спиртным связаны и социальные проблемы. В том же 2019 году около трети преступлений в ЕАО было совершено в состоянии алкогольного опьянения.

Перед поездкой были опасения, что респонденты не захотят говорить с посторонними людьми о своих алкогольных предпочтениях. И такое случалось – отказов хватало. Однако, как правило, и просто пьющие, и люди с выраженной зависимостью от спиртного открыто говорили о своем личном опыте потребления алкоголя.

“Ещё одним источником положительных эмоций оказались местные жители – очень открытые и искренние, особенно в сельской местности”.

Виталия Глазунова,
студентка ОП "Государственное и муниципальное управление"
 

Хотя я не сразу прониклась регионом и самим процессом опроса на улице, ближе к середине экспедиции сёла и посёлки очаровали своей, как ни странно, атмосферой: ты будто на краю света. А люди — своей простотой и неожиданной душевностью. Многие беседы стали открытием в другой мир — как реагировать, когда собеседник говорит, что недавно "вышел из мест не столь отдаленных"? Или на вопрос о месте жительства говорит "я сейчас нигде не живу"?

Ирина Крылова,
студентка ОП "Социология" 

“Было интересно пообщаться с людьми и узнать, почему они выпивают, и как именно они предпочитают обращаться с алкоголем”.

Оксана Сенина,
студентка МП "Экономика впечатлений:
менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме" 

Под конец экспедиции сложилось ощущение, что нас знали уже все “выпивохи” Биробиджана и его окрестностей. По словам одной из старожил, " алкоголики уже почти все вымерли, и город очистился ". Безусловно, это трагическая история. Поэтому чем больше мы знаем о том, почему и как люди переходят на смертельно опасные жидкости, тем больше шансов не допустить распространения таких негативных явлений.

“Заметки о культуре потребления алкогольных напитков будут полезны во многих научных сферах, начиная с культурологии и заканчивая здравоохранением”.

Оксана Сенина

Если говорить о непростой теме экспедиции, то от лица руководителей можно сказать, что изначально мы искали в нашу команду студентов бойких и лёгких на подъем. По итогу эта стратегия себя оправдала. Наша экспедиционная группа хорошо освоилась в достаточно специфическом "поле" и справлялась с поставленными задачами.

“Любая работа в такого рода сложных “полях” является отличным методическим упражнением, которое позволяет научить исследователя-эмпирика этически дозволенными способами повысить надёжность и точность собираемых данных, выстроить диалог с респондентом, погрузиться в его жизненный мир, каким бы чуждым он ни казался исследователю. И в этом, как я считаю, и заключается реальная “полевая” работа социального исследователя”.

Михаил Фролов,
студент ОП "Социология"

“Я научилась не бояться подходить к посторонним людям и разговаривать с ними! Во время разговоров с ними часто всплывали местные проблемы, что мне как будущему госуправленцу особенно важно. В очередной раз убедилась, что полевые исследования – это очень полезно и интересно!”

Виталия Глазунова

Хотя мы размещались в Биробиджане, нам удалось охватить и другие поселения - Смидович, Облучье, Амурзет и Ленинское. Эти места по-настоящему самобытны, у них есть свой ритм и свое настроение. Когда речь заходит об "открытии России", то нам в первую очередь представлялись именно такие городки и поселки.

“Изначально я хотел посмотреть, как живут люди на другом конце России, вдали от Москвы.  Я пообщался с разными людьми, насладился замечательной природой Дальнего Востока. А также набрал ряд историй, которые можно будет рассказать в старости”.

Матвей Медведев,
студент ОП "Социология"
 

Откуда ещё я бы узнала, что в магазинах могут подпольно продавать спирт, что на вопрос об уровне дохода можно отвечать "чемпион" (показав после собранные старые телефоны), что непитьевой алкоголь где-то называют "пушистиками"...

Ирина Крылова

Чтобы лучше узнать историю и культуру региона мы посетили два места, где нам ответили на многие вопросы - краеведческий музей и центр еврейской культуры "Фрейд". Краеведческий музей интересен своей коллекцией экспонатов, рассказывающих о местной флоре и фауне, включая фигуру амурского тигра, небольшой панорамой битвы при Волочаевке и отделом, посвященным еврейским переселенцам.

В еврейском общинном центре "Фрейд" замечательную экскурсию провел Борис Михайлович Голубь. Он рассказал об основах еврейской/иудейской культуры, показал местную синагогу и уникальный музей иудаики при ней. Как сказал Борис Михайлович, центр и синагога существуют для того, чтобы люди общались. Можем заверить, так оно и есть. Еврейская община Биробиджана пусть и невелика сегодня, но она жива и дружна.

В целом еврейская культура, которую так непривычно видеть в дальневосточном антураже, оставила свой след в жизни региона. Это не только надписи на идише и памятные таблички на главных улицах Биробиджана, это ещё в местном духе, который, к сожалению, улавливается всё меньше и меньше.

Мы очень сильно прониклись ЕАО. Приехав изучать один специфический вопрос, мы, возможно, незаметно для самих себя узнали регион не с одной, а с разных сторон. В конце концов не в этом ли суть вышкинских экспедиций? Думаю, нам вполне удалось открыть Россию заново и стать ближе к Дальнему Востоку.