• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему школьницы не выбирают STEM: работа с эффектами взаимодействия в условиях гендерной поляризации

Выступление Мхитарян Тамары состоялось 20 марта в рамках открытых семинаров НУГ. Презентация была посвящена работе с эффектами взаимодействия в процессе поиска детерминант выбора STEM-дисциплин школьницами. После нее, научный руководитель Тамары поблагодарила ее за активную работу над темой и рассказала слушателям об интеграции результатов исследования в работу Департамента социальной защиты населения.

Почему школьницы не выбирают STEM: работа с эффектами взаимодействия в условиях гендерной поляризации

© Светлана Жучкова, 2018

Тамара начала выступление со справки об исследовании. Оно было проведено на основе опроса 700 школьников 5-х, 8-х, 11-х классов г. Москвы и г. Губкина. Целью было выявление ряда причин, которые мешают девочкам выбирать STEM-дисциплины (Science, Technology, Engineering, Math) в качестве профильных.

Используя метод ChAID, Тамара выявила некоторые эффекты взаимодействия, способные влиять на выбор девочек. Далее с помощью оценки силы влияния, проверки наполненности и отбора значимых эффектов была создана окончательная регрессионная модель. Так, с помощью использования комбинации различных методов, Тамаре удалось добиться увеличения псевдо- R2 с 0,14 до 0,51. Регрессионный анализ показал, что девочки не выбирают STEM-дисциплины, если они обучаются в социально-экономическом классе; не получают помощи родителей при подготовке домашнего задания по математике; они обучаются в школе с выраженной гендерно-ориентированной организацией учебного процесса (например, деление на уроках труда и физкультуры). Наоборот, девочки склонны к выбору STEM-дисциплин, если они высоко оценивают свои способности по математике; располагают помощью родителей в процессе подготовки домашнего задания, обучаются в школе, где слабо выражена гендерная ориентированность; считают, что математика — "женская" дисциплина. Подробнее об исследовании можно узнать из тезисов к докладу.

После ответов на вопросы слушателей, Тамара поблагодарила за помощь в проведении исследования и построении модели руководителя НУГ А. Н. Ротмистрова, его заместителя С. В. Жучкову и своего научного руководителя О. Б. Савинскую. В ответ, Ольга Борисовна рассказала, как исследование Тамары было интегрировано в обширную работу по изучению гендерной поляризации в технических сферах и вручила ей книгу, выпущенную совместно с Департаментом социальной защиты населения, в которой присутствуют элементы исследования Тамары.


Тезисы доклада