• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Е.В. Долгалевой: «Эмоциональный труд преподавателя в условиях терапевтического этоса позднесовременного общества: нормы и практики»

Елизавета Долгалева выступила с докладом об эмоциональном труде преподавателей на публичном семинаре НУГ.

Доклад Е.В. Долгалевой: «Эмоциональный труд преподавателя в условиях терапевтического этоса позднесовременного общества: нормы и практики»

В настоящем исследований проводится сравнительный анализ норм и практик эмоционального труда в двух университетах – Высшей школе экономики и Йенском университете Фридриха Шиллера. В фокусе исследования находятся концепции эмоционального труда Арли Хохшильд и академического капитализма Слотер С. и Роудс Г.

Скриншот презентации доклада

Полагаясь на эмпирические данные, автор исследует эмоциональный труд преподавателей обоих университетов (Высшей школы экономики и Йенского университета), который напрямую связан с системой академического капитализма, в частности, с процессами коммерциализации, бюрократизации и менеджериализма в высшем образовании. Функционируя в рамках системы академического капитализма, сложившейся в современной высшей школе под влиянием неолиберализма, эмоциональный труд обретает «терапевтический» характер. Анализ, проводившийся в данной работе, опирается на интервью, проведенные с преподавателями двух университетов – Высшей школы экономики и Йенского университета. Исследование демонстрирует, что терапевтическая культура отражается в эмоциональном труде преподавателей в коммуникации со студентами в обоих университетах и влияет на изменение роли преподавателей и требований к их профессиональным навыкам. 

Несмотря на то что нормы создания эмоционального комфорта и позитивной атмосферы выявляются в качестве наиболее распространенных в обоих университетах, в случае возникновения у студентов психологических сложностей, прямого осуществления эмоциональной поддержки со стороны преподавателей не происходит, так как она, по мнению преподавателей обоих университетов, противоречит их профессиональной этике. Таким образом, наравне с нормами осуществления эмоционального комфорта выявляется необходимость дистанции между преподавателями и студентами.

Благодарим всех за участие!

Видеозапись трансляции