Доклад Е.А. Богдановой: «Инструментальная эмоциональность: как изучать, понимать и интерпретировать аффективность жалобы»
Елена Богданова выступила на публичном семинаре НУГ
Елена Александровна Богданова, к. с. н., доцент Европейского Университета (Санкт-Петербург) выступила на публичном семинаре НУГ с докладом о проявлении в рамках российского пространства такого явления как жалобы.

Коммуникация граждан и власти посредством жалобы популярна в современной России едва ли не больше, чем в советском и досоветском прошлом. Жалоба отличается от других видов обращений в органы власти тем, что содержит просьбу о восстановлении справедливости и в определенной степени конкурирует с правовыми институтами в функции восстановления справедливости. Во все времена жалоба являлась аффективно наполненным жанром коммуникации между гражданами и властью. Палитра эмоций, характерных для жалобы, включает обиды, негодование, просьбы о жалости и сострадании, любовь и доверие к адресатам, восхищение ими и похвалу, веру в божественное происхождение власти, горячую поддержку «своих»/правых/пострадавших и ненависть к «чужим»/неправым/обидевшим и т.д.

В представленном фрагменте исследования жалоб Елена Богданова сфокусировала свое внимание на методологическом вопросе о том, как изучать, как понимать и как интерпретировать аффективную составляющую российской жалобы, адресованной в органы власти. Какую роль играют аффекты в построении жалобы, какие эмоции выражаются, и что дает изучение эмоционального стиля жалоб?
Предположения и допущения исследования опираются на социологию критической способности. Представители этого направления – Л. Болтански и Л. Тевено – предлагают анализировать аргументы, которые участники коммуникации подбирают в стремлении достичьвзаимопонимания и поддержки в глазах друг друга. Такие аргументы, разделяемые участниками коммуникации, понимаются как основания справедливости, легитимные для соответствующей ситуации. К вопросу справедливости привязано и выражение эмоций в тексте/нарративе жалобы. Эмпирически Елена Александровна Богданова обращается к разнообразным примерам жалобной коммуникации между гражданами и представителями власти, относящимся к позднесоветскому и постсоветскому периодам (подробнее см., например, данную публикацию).
По завершении доклада состоялась дискуссия. В рамках обсуждения были заданы проясняющие вопросы, нацеленные на уточнение используемых понятий. Интересным в этом контексте стало разделение понятий эмоциональный фон и эмоциональная тональность жалобы.
Благодарим всех за участие!