Доклад Е.А. Копышевой: «Управление представлениями о характеристиках детей-сирот в анкетах федерального банка данных о детях-сиротах»
Елизавета Копышева, магистрантка программы «Комплексный социальный анализ» НИУ ВШЭ, выступила с докладом, в котором рассказала о некоторых результатах своего эмпирического исследования.
Ряд исследователей, занимающихся тематикой сиротства, отмечают, что выбор «своего» ребенка нередко основывается на переживаемом приемными родителями эмоциональном отклике при знакомстве с его описанием сироты. Исследование, о котором шла речь в докладе, было нацелено на выявление образа детей-сирот, конструируемого проектом «usynovite.ru», на котором размещаютсяанкеты детей, оставшихся без попечения родителей, с целью поиска замещающих семей. Для таких социальных проектов характерно использование текстовых и визуальных материалов, направленных на возникновение чувства жалости у читателя, так как оно связывается с альтруистическими актами.
В cвоей работе исследовательница ориентировалась на модель рынка усыновления, которая подчеркивает наличие асимметрии информации между приемными родителями и агентствами усыновления. Считая, что “усыновите.ру” выступает посредником дефицитной информации,Елизавета провела тематическое моделирование всех анкет детей на “усыновите.ру” (около 38 тысяч) с помощью модели Латентного размещения Дирихле (LDA) и последующим дискурс-анализом наиболее соответствующих выделенным темам анкет.
В результате были получены 6 содержательных тем, которые касались социальных навыков детей; их творческих и спортивных увлечений; психического/физического развития и способностей; отношений со старшими; личностных качеств (спокойствие, уравновешенность и скромность); любимых игр и увлечений. Посредством дискурс-анализа анкет выделенных тем было установлено, что на сайте “усыновите.ру” конструируется образ детей-сирот, максимально соответствующих позитивным ожиданиям приемных родителей. Исключением оказались дети 4 и 5 групп здоровья, составившиеосновную часть анкет третьей темы “Реакции, развитие и способности”. Лексика данных анкет оказалась наиболее эмоциогенной, то есть потенциально способной вызывать эмоции у читателя. Активно использовались инвалидизирующий язык (ограниченность, недостаточность, недоразвитость), и медицинские термины, которые хоть и принято считать эмоционально нейтральными, всё же способны вызывать эмоции страха, стыда и агрессии.
В завершение доклада была открыта дискуссия, на которой были обсуждены детали методологии, а также некоторые нюансы результатов.
Благодарим всех за участие!
Копышева Елизавета Андреевна
Участник НУГ, магистрантка ОП "Комплексный социальный анализ"