• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад А.А. Темкиной "Эмоциональные стили 'хамство' и 'смайлинг': как неолиберализм встретился с постсоветской бюрократией"

22-го декабря Анна Андриановна Темкина, PhD, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, содиректор программы гендерных исследований, выступила на публичном семинаре НУГ, на котором рассказала о том, почему в постсоветских российских медицинских организациях возник новый эмоциональный стиль «смайлинг», но никуда не исчез старый – «хамство».

Доклад А.А. Темкиной "Эмоциональные стили 'хамство' и 'смайлинг': как неолиберализм встретился с постсоветской бюрократией"

Объяснительная модель исследования А.А. Темкиной строилась на двух уровнях: 1) уровне культурного и институционального порядка 2) анализе эмпирических данных, полученных на основе этнографии и интервью в родильных домах (исследование проводилось совместно с А. Новкунской и Д. Литвиной в 2015–2019 годах). Говоря о культурном и институциональном влиянии, Анна Андриановна подчеркнула важность противоречивого влияния, с одной стороны, советской культуры и институтов – распространенность и использование принуждения и унижения посредством грубости, «хамства», а, с другой стороны появления неолиберальной коммуникативной практики, связанной с «западным миром» и реализующей соответствующие институциональные нормы: толерантность, заботу о клиентах в основном посредством доброжелательности, вежливости и улыбок, но с коммерческими и другими прагматическими целями – так называемого «смайлинга».

Автор использовала понятие эмоционального стиля (подобно культурному стилю), которое обычно подразумевает особый режим регуляции эмоций, соединяющий групповой и индивидуальный опыт и имеющий устойчивые поведенческие паттерны. Эмоциональный стиль выражается в различных эмоциональных практиках, важнейшими из которых как раз являются хамство и «смайлинг». Хамство в данном случае представляет собой часть советского социального опыта, коммуникативный механизм контроля, вызывающий стыд и чувство беспомощности, заставляющий подчиниться властным отношениям (обычно в конкретных ситуациях). Несмотря на то, что в российском обществе и, в частности в системе родовспоможения, возникли новые коммерческие и консьюмеристские модели отношений, а также новый тип потребителя, в различных трудных ситуациях до сих пор можно наблюдать хамство как со стороны медицинского персонала, так и со стороны клиентов

С помощью эмпирических данных Анна Темкина продемонстрировала, как в российской медицинской сфере возникает новый неолиберальный эмоциональный стиль и соответствующая практика – «смайлинг» и как он вследствие влияния ограничивающего влияния бюрократического (подобного советскому) управления подчас не может быть реализован, из-за чего медицинским работникам приходится «маневрировать» между практиками «смайлинга» и «хамства».

После завершения доклада были заданы интересные  вопросы, сделаны полезные комментарии.

Благодарим всех за участие!

Видеозапись трансляции