Формальная социология Георга Зиммеля как ресурс социологической концептуализации стыда
Независимый исследователь Михаил Алексеевич Рослый выступил на публичном семинаре НУГ «Моральные эмоции в социальных науках» с докладом на тему "Формальная социология Георга Зиммеля как ресурс социологической концептуализации стыда".
Проблематика моральных эмоций — стыда, вины, гордости, благодарности, праведного гнева и др. занимает важное место в современной социологии эмоций, которая сложилась главным образом в русле интеракционистской традиции. Предлагая большой эвристический потенциал, это течение мысли не всегда оперирует четкими концептуализациями. Для их прояснения может послужить выявление в классической социологии теоретических оснований, ставших базовыми допущениями для современной науки. Обращение к сочинениям Георга Зиммеля может быть обосновано тем влиянием, которое его наследие оказало на развитие американской социологии, в частности, символического интеракционизма.
Доклад М.А. Рослого был посвящен анализу редко комментируемой статьи Георга Зиммеля «К психологии стыда» (1901). В этой статье Георг Зиммель, критикуя популярную психофизиологическую концепцию стыда своего современника, британского сексолога-эволюциониста Хэвлока Эллиса, делает набросок собственной теории эмоций. Зиммель возражает предложенному Эллисом обоснованию природы стыда как страха обнаженности. Теория Эллиса не может объяснить переживание стыда вне сексуальной сферы, например, когда мы нарушаем конвенциональную норму или, наоборот, получаем незаслуженную похвалу. Разнообразие факторов, вызывающих стыд, требует поиска иного основания для категоризации. Чувство стыда, как пишет здесь Зиммель, возникает у человека вследствие акцентированного на него внимания, реального или мнимого, которое ощущается как неуместное. Поскольку оказывается несущественным содержание, вызвавшее это повышенное внимание, люди зачастую стыдятся даже благородных поступков. В этой статье о стыде, а также позднее в главе "Большой Социологии" (1908), посвященной эмоциям благодарности и верности, Зиммель оставляет намеки на то, как возможно интерпретировать эти эмоции в контексте формальной социологии. Современные исследователи Н. Канто-Мила и С. Зеебах развивают теорию моральных эмоций как форм "второго порядка" по Зиммелю.
В состоявшейся после доклада дискуссии был поднят ряд вопросов, связанных с пониманием эмоций в целом на концептуальном и эмпирических уровнях. Особенно продуктивными в данном контексте оказались рассуждения Ольги Александровны Симоновой и Дмитрия Владимировича Люсина об особенностях конструктивистских подходов к исследованию эмоций в психологии и социологии, которые (конструктивистские подходы) идейно могут осмысляться как преемственные по отношению к теории Г. Зиммеля.
Благодарим всех, кто принял участие в семинаре!