• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый публичный научный семинар НУГ "Моральные эмоции в социальных науках" состоялся!

На первом открытом семинаре, организованном научно-учебной группой, магистрант первого курса образовательной программы "Комплексный социальный анализ" Юрий Шляков и выпускница образовательной программы "Социология" Маргарита Алексеева выступили со своим докладом на тему "Детерминанты обыденных суждений об эмоциональном состоянии бедных: экспериментальный подход", который был посвящен описанию результатов исследований обыденной причинной теории о стыде и бедности.

Первый публичный научный семинар НУГ "Моральные эмоции в социальных науках" состоялся!

В ходе выступления Юрий Шляков и Маргарита Алексеева уделили собое внимание исследованию, проводимому в рамках настоящего проекта, о влиянии информации о бедности на обыденные дескриптивные суждения об эмоциональном состоянии бедных слоев населения. С помощью метода факторного эксперимента оценивалось влияние контекстуальной информации о времени пребывания в бедности, материальных ограничениях и причине бедности на оценку стыда реципиента (героя виньетки) со стороны респондента.

Результаты проводимого сследования показывают, что в среднем, респонденты считали, что реципиент, находящийся в хронической бедности, испытывает меньший стыд в публичном пространстве, по сравнению с не хронически бедным. Такой вывод подтверждается исследованиями статусной кристаллизации, высокая степень которой обнаруживается в первом случае, и не обнаруживается во втором. Также межсубъектный фактор с информацией о материальных ограничениях оказался значимым. Это объясняется эффектом «насилия абстракции», когда восприятие информации меняется в зависимости от уровня абстракции ее презентации. Причина бедности как фактор, а также эффекты взаимодействия, оказались незначимыми. Полученные результаты не подтверждают предположения о взаимосвязи причины и продолжительности бедности в обыденном сознании, выявленные путем корреляционного и нарративного анализа, что говорит об актуальности проведения дальнейших исследований молодежи как особой возрастной группы с применением экспериментального подхода.

После завершения презентации докладчики вместе с участниками НУГ, приглашенными экспертами, а также свободными слушателями обсудили изложенные результаты. По итогам получилась содержательная дискуссия, в ходе которой были затронуты вопросы эффективности метода факторного эксперимента, сложностей использования данного метода и специфики интерпретации результатов. Крайне активное участие в обсуждении темы приняли Люсин Дмитрий Владимирович, представивший особенно полезные критические замечания по теме, и Ефремова Мария Викторовна, поделившаяся личным опытом использования метода факторного эксперимента в исследовательской деятельности.

Благодарим всех, кто принял участие в семинаре! 

Видеозапись трансляции