• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошёл день открытых дверей (Welcome Lab Day), на котором был представлен Центр фундаментальной и консультативной персонологии

В начале своего выступления Анашкин Никита, представлявший Центр персонологии, обозначил общую проблематику, в связи с которой появился проект персонологии (В.А. Петровский и Е.Б. Старовойтенко). Основной проблемой являлся схизис (термин Ф.Е. Василюка, автора понимающей психотерапии) академической и практической психологий личности. Комплексный анализ показал разделение даже на три типа психологии личности: фундаментальную, практическую, культурную.

Прошёл день открытых дверей (Welcome Lab Day), на котором был представлен Центр фундаментальной и консультативной персонологии

Далее докладчик сфокусировался на истории образования в 2019 году Центра фундаментальной и консультативной персонологии и на создании В.А. Петровским и Е.Б. Старовойтенко научной школы персонологии, центрирующейся на проблемах личности и учитывающей пространство всех трёх указанных типов психологий личности.

С целью иллюстрации проблем в коммуникации трех видов современной психологии личности автор использовал образ диалога современного психолога-практика с психологом-теоретиком, указав на отсутствие взаимопонимания между ними, а также на общую ошибку этих двух психологов, которые в своих исследованиях и практике игнорируют аутентичное ядро феноменов, прослеживаемое в культуре.

Выступающий объяснил основное назначение проекта персонологии, заключающееся в объединении расколотых видов психологии личности в рамках единой методологии. Автор представил слушателям треугольник персонологии (авторство В.А. Петровского), указывающий на три вершины – культурно-феноменологическую, теоретико-экспериментальную и практическую психологии личности – а затем образ пирамиды персонологии, объединяющей указанные вершины между собой и с четвёртой вершиной − персонологией самополагания (авторство Е.Б. Старовойтенко).

Были отмечены проекты Центра, реализующиеся с целью интеграции психологий личности. Так, объединение теоретико-фундаментальной и культурно-феноменологической психологий личности происходит за счёт проведения исследований и осуществления проектов «Персонология Я» (В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко, А.Н. Исаева), «Культурная персонология» (Е.Б. Старовойтенко, А.В. Торопова). Для синтеза теоретико-фундаментальной и практической психологий личности воплощаются проекты по темам «Мультипрофильный подход в практической персонологии» (В.А. Петровский, И.М. Шмелев), «Интеграция «понимающего» и человекоцентрированного подходов в психотерапии», «Театр психотерапевтических технологий» (В.А. Петровский).

В рамках устранения проблемы разобщённости трёх психологий личности на базе Центра персонологии планируется новый проект «Персонология счастья» (В.А. Петровский, Е.Б. Старовойтенко, Н.Р. Анашкин, Ю.Я. Брук), объединяющий теоретико-фундаментальную, культурную и практическую составляющую, поскольку опирается на понятие об универсалии счастья в культуре и на теоретико-фундаментальную представленность данной универсалии, а также практические следствия для психологического консультирования в рамках счастье-ориентированной психотерапии (термин введён Юлией Брук).

Следующим этапом мероприятия были ответы на вопросы от гостей дня открытых дверей по тематике Центра фундаментальной и консультативной персонологии. Наиболее интересующей слушателей темой стало отличие персонологии от других направлений психологии личности. Представитель Центра (Н. Анашкин) указал на уникальное разрешение персонологией проблемы соответствия психологического факта реальности. Опосредование такого тождества обусловливается культурной валидизацией исследуемого феномена (культурный факт учитывается на ряду с психологическим), что даёт возможность говорить о его представленности в действительности. Апелляция к культуре позволяет избежать операционализируемых теоретических конструктов, оторванных от реальности, а также произвольных практических методик, не имеющих опоры в психологической феноменологии (и в связи с этим имеющих пониженную эффективность).

Основное количество вопросов было задано абитуриентами, которые планируют поступать на магистерскую программу «Консультативная психология. Персонология», учреждённую Центром фундаментальной и консультативной персонологии. Слушатели выражали заинтересованность в структуре программы обучения, в практической составляющей курса, а также в возможной применимости научных знаний в рамках консультативной деятельности.

Отдельного внимания заслуживает вопрос, заданный одной из абитуриенток: ею была озвучена просьба обозначить специфику научной школы персонологии относительно других психологических направлений, изучающих личность. Из ответа на данный вопрос для абитуриентки стало очевидно, что именно научная школа персонологии центрируется на междисциплинарных проблемах личности, изучает их в наиболее широком контексте, а также интегрирует разработки в других психологических направлениях.

Центр фундаментальной и консультативной персонологии оказался наиболее востребованным в рамках стендовых презентаций.