• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мы исследуем личность, чтобы сделать ее жизнь лучше

Центр фундаментальной и консультативной персонологии разрабатывает и реализует исследовательские проекты, посвященные психологии личности в ее непосредственном влиянии на практику психологической помощи людям и практику самопомощи психологов-консультантов. Развивается идея о построении новых диагностических инструментов и рефлексивных техник, применяемых в контексте психологического консультирования и саморазвития психолога-практика. Проекты ведутся в русле школы общей персонологии, развиваемой в исследованиях и разработках Е. Б. Старовойтенко, В.А. Петровского и других сотрудников Центра. Мы представляем два проекта Центра: «Самосознание практикующих психологов и их выбор профессиональной траектории» и «Психологические особенности родителей детей с РАС».

Сначала слово руководителю первого проекта Щебетенко Сергею Александровичу:

«Практикующий психолог» - весьма широкое понятие, указывающее на обширную категорию людей, видящих свое призвание в психологической поддержке людей в сложных реалиях современной жизни. Работа, которую ведут психологии-консультанты и психологи-психотерапевты, чрезвычайно востребована в связи с растущей проблемностью социальной и индивидуальной жизни. Соответственно растут требования к компетентности психолога и его самоопределению во множестве сфер профессиональной жизни. Практико-ориентированный психолог, прошедший академическое обучение высокого уровня и готовый к самостоятельной работе, может выбирать разные траектории профессионального развития: от традиционного пути психолога-консультанта до творческого синтеза научной работы, преподавания и практической деятельности. Полагаем, что выбор практикующим психологом той или иной профессиональной траектории тесно связан с различными аспектами самосознания психолога.
В первую очередь, с самопознанием психолога, его включенностью в раскрытие своего Я, в поиск Я-неизвестного, в развитие рефлексии. В настоящем проекте мы изучаем ряд параметров самосознания в связи с направлениями профессионального развития психологов.

Предполагается две линии исследования: (1) изучение связей параметров самосознания сложившихся психологов с их выбором  сфер своей работы; (2) формирование стартового замера предполагаемого лонгитюда, в котором мы измеряем параметры самосознания студентов-психологов с тем, чтобы в последующих замерах (5-10 лет спустя) можно было бы оценить их развивающиеся профессиональные траектории.

В качестве дополнительной задачи в проекте должна быть разработана русская версия The Self-Estimated Personal Intelligence Scale-120 (Mayer et al., 2021). Основные методики, которые будут использоваться в исследовании: Шкала Ясности Я-концепции (Вдовенко и др., 2021; Campbell et al., 1996), Шкала Важности самопознания (Shchebetenko et al., неопубл.), Шкала самосознания (Омарова, 2002; Fenigstein et al., 1975), Big Five Inventory-2 (Shchebetenko et al., 2020; Soto & John, 2017). Надеемся получить данные, позволяющие рассматривать зрелость «Я», самосознание, рефлексию психолога-практика как предпосылки его выбора и интеграции различных направлений профессионального роста, повышающих эффективность его консультативной, коучинговой или психотерапевтической деятельности.

Говорит Косачева Ольга Александровна, руководитель второго проекта:

Несколько лет практической подготовки и научной деятельности привели нас к работе над проектом «Психологические особенности родителей детей с РАС». Поясним, что такое РАС или «расстройство аутистического спектра». Это нарушение развития личности, провоцирующее социальные, коммуникационные и поведенческие проблемы, связанные с наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до 3 лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: в социальном взаимодействии, в общении и поведении, отличающемся стереотипностью и монотонностью.

Эти специфические дефициты развития обычно дополняются другими нарушениями, такими, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.  PAC является широко распространённым нарушением, определяющим многие индивидуальные особенности ребенка. По данным ВОЗ аутизм диагностируют у каждого 160 ребенка в мире, а в некоторых странах эта статистика показывает, что РАС встречается у каждого 44-60 ребенка. Такие дети нуждаются в особых условиях для взросления и адаптации, и, к сожалению, испытания, связанные с болезнью ребенка, часто разделяют семьи, и вся нагрузка ложится на матерей.

В социальной среде все еще существует стигматизация детей с РАС, и, как следствие, проявляется вторичная аутизация семьи, которая становится изолированной и вынуждена постоянно приспосабливаться к непрерывно меняющимся потребностям особенного ребенка. Также существует проблема получения квалифицированной помощи для атипичных детей в регионах России. В Москве любые коррекционные занятия требуют больших финансовых и временных вложений, и это колоссальная нагрузка, которая ложится на плечи родителей. Мы видим высокую практическую ценность нашего проекта в том, чтобы помочь родителям детей с РАС в их трудной жизненной ситуации. 

Целью проекта мы ставим не просто исследование родителей особенных детей, а создание методик, позволяющих встать в рефлексивное, деятельное, оптимистичное отношение к своему ребенку, в существенной степени улучшающее качество жизни семьи. Мы планируем провести метаанализ данных, полученных при исследовании родителей детей с РАС, углубить понимание состояния родителей за счет количественного и качественного исследований и создать методики помощи родителям, которые смогут использовать, во-первых, специалисты в коррекционных центрах, которые работают с детьми; во-вторых, консультанты, работающие с родителями, учитывая особенности их жизни; в-третьих, родители в целях самопомощи; в-четвертых, группы поддержки родителей в регионах России.

Будем благодарны за поддержку!