• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Участие факультета в научных ассоциациях
Форумы

ECER-2025: Что общего у ИИ, настольных игр и Николы Теслы?

ECER-2025: Что общего у ИИ, настольных игр и Николы Теслы?

На главной европейской конференции по образованию представили ответы на главные вызовы современного образования.

Вернулись с ежегодной Европейской конференции по исследованиям в области образования (ECER), которая с 1992 года остается главной площадкой, где формируется будущее педагогики. В этом году она снова собрала сотни исследователей, чтобы обсудить, чему и как учить в стремительно меняющемся мире.
Особый ажиотаж вызвал ключевой доклад Бена Уильямсона (Бен Уильямсон, University of Edinburgh) «Рождение био-педагогических наук». Он показал, как передовые достижения в геномике и нейронауках, работая с большими данными, создают совершенно новый источник знаний об обучении. Похоже, вскоре «большая биология» серьезно потеснит традиционные подходы к образовательным исследованиям. Не менее важным был и второй ключевой доклад от Александра Баукала (Aleksandar Baucal, University of Belgrade). Он представил инновационную модель PEER, направленную на развитие у студентов навыков совместного решения проблем — компетенции, без которой невозможно представить будущих граждан.
Ежедневно с 9 по 12 сентября параллельно проходили порядка сотни докладов по 34 секциям. Успеть везде было невозможно (что всегда очень печалит на больших конференциях). Я сфокусировалась на новшествах дидактики и обучения содержанию школьных дисциплин. Шведка Чарлотта Рённ (Charlotta Rönn) раскрыла феномен «закулисной педагогики» (Backstage Pedagogy) — как ученики втайне используют цифровые технологии, чтобы помогать друг другу с заданиями, буквально взламывая традиционную систему оценивания. А Фриде Харам Клюккен (Fride Haram Klykken) из Норвегии рассказала о проекте DALI, где обычные настольные игры стали мощным инструментом для развития у подростков критического мышления в отношении сбора персональных данных — оказалось, что «аналоговый» формат может лучше цифрового провоцировать рефлексию о приватности и цифровых следах.
Одним из самых ярких примеров внедрения ИИ в образование стал доклад Наили Туерксун (Nayila Tuerxun) и Лю Хуабинг (Huabing Liu) из Шанхайского университета Цзяо Тонг (Shanghai Jiao Tong University). В своем исследовании «От классной доски к чат-боту» (From Blackboard to Chatbot) они измерили эффективность использования ИИ-симуляций в преподавании эволюции атомных моделей. Ученики 10-х классов в экспериментальной группе не просто слушали лекцию о Нильсе Боре, а вступали в диалог с его чат-ботом, «воплощенным» на платформе iFLYTEK (XunFei). Бот был обучен на архивных лекциях Бора и вел с учениками сократический диалог, предлагая им, например, объяснить дискретные спектральные линии с помощью его орбитальной модели. Пилотные результаты показали, что такая «ролевая игра» с исторической фигурой не только значительно повышает вовлеченность, но и помогает ученикам понять науку как динамичный, полный дебатов процесс, а не набор готовых фактов.
Отдельно хочется отметить доклад Йоанна Бюйка (Yoann Buyck) из Женевского университета (University of Geneva), который представил целый протокол повышения квалификации учителей, построенный вокруг системной модели анализа качества преподавания JAD-MTQ. Это не просто теория, а готовый пошаговый инструмент: видеофиксация уроков, анализ по трем измерениям (содержание, организация занятий, взаимодействие), затем совместная с учителем работа над ошибками и проектирование улучшенного учебного модуля. На примере урока физкультуры было видно, как такой подход не только лишь оценивает, но реально преобразует практику, смещая фокус с отработки изолированных навыков на тактическое понимание игры.

Благодаря поддержке Научной комиссии ФСН и Института образования НИУ ВШЭ я представила на конференции доклад «Преодоление студентами пороговых понятий: что помогает учителю?», подготовленный в соавторстве с моей научной руководительницей М.С. Карроль (Добряковой). Мы искали ответ на вечный учительский вопрос: почему ученики, зная все правила, не понимают сути предмета? Оказалось, дело не в лени, а в скрытых когнитивных барьерах. Анализ уроков 72 российских учителей литературы показал: чтобы понять, например, метафору, мозг должен перестроиться с простого «связывания» фактов на сложное «преобразование» смыслов. Учителям же нужно не просто объяснять, а сознательно проектировать уроки, которые заставляют этот ментальный сдвиг произойти. Это была не сухая теория — а готовый инструмент для пересборки педагогического дизайна, вызвавший живое обсуждение.
Конференция не только научные диспуты. Давно мечтала увидеть «катушки Теслы» вживую, и вот – мечта исполнилась во время посещения дома-музея Николы Теслы. Стоя среди его личных вещей и первых изобретений, мы чувствовали, что все самые передовые образовательные технологии — от ИИ до больших данных — в конечном счете служат той же цели, что и опыты гения: разжечь в другом человеке искру любопытства, то самое «а что, если?..», которое и движет знанием вперед.
Что ж, главный мой вывод от сверхнасыщенных 4 дней в Белграде в центре социальных и научных событий: образование сейчас — это зона активных экспериментов. От внедрения ИИ и игр до переосмысления работы мозга — мы ищем ответы на вызовы, которых еще вчера не существовало. Не скрою, что после каждого доклада могла поставить мысленно «галочку»: наши, российские, идеи и проекты находятся в самой гуще этих дискуссий.

Научная комиссия ФСН предоставляет финансовую поддержку на участие в научных мероприятиях. Условия получения тревел-грантов размещены на сайте комиссии.