• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Участие факультета в научных ассоциациях
Форумы

На 47 ежегодном форуме EAIR с докладами выступили аспиранты и стажеры-исследователи Института образования НИУ ВШЭ Елизавета Коротких и Татьяна Акунеева

На 47 ежегодном форуме EAIR с докладами выступили аспиранты и стажеры-исследователи Института образования НИУ ВШЭ Елизавета Коротких и Татьяна Акунеева

С 27 по 29 августа 2025 года в Университете Утрехта состоялась международная конференция Европейского общества исследователей высшего образования EAIR. В рамках конференции с докладами выступили аспиранты и стажеры-исследователи Института образования НИУ ВШЭ Елизавета Коротких и Татьяна Акунеева. 

Доклад Елизаветы Коротких был посвящен транзиту из среднего профессионального в высшее образование в России. Анализ данных лонгитюда “Траектории в образовании и профессии” показал, что этот переход структурирован в виде трёх различных траекторий: «Обходной маршрут» (ранний выбор транзитной траектории после 9 класса), «Страховочная сеть» (поздний выбор после неудачи на ЕГЭ в 11 классе) и «Образовательный трамплин» (отложенные притязания, сформировавшиеся в колледже). Каждая траектория связана с разным академическим профилем и институциональной конфигурацией.
Результаты показывают, что решающую роль в определении маршрута играют как академическая успешность и социально-экономический фон студентов, так и институциональные условия: наличие университетских колледжей, вузов с институциональной поддержкой транзита СПО-ВО и региональные различия. Таким образом, переход из СПО в ВО в России является важным механизмом социальной стратификации, который воспроизводит или смягчает неравенство в зависимости от институционального контекста.
Татьяна Акунеева представила три доклада в треке “Преподавание и обучение”, которые охватили такие темы, как забота в российских университетах, тематическое моделирование организационной культуры в высшем образовании, функции психологических служб в российских университетах. Все доклады являются часть диссертационного исследования Татьяны в аспирантской школе по образованию. На выступлениях Татьяны собралось более 30 человек, дискуссия получилась оживленной и продолжилась за пределами аудиторий. 
Результатом исследования Татьяны об организационной культуре в высшем образовании стало тематическое моделирование семи направлений изучения данной тематики в научной литературе. Среди таких тематик – диагностика организационной культуры, гендерная культура, типы организационной культуры, стили управления и результативность, инновации и технологии, опыт студентов и преподавателей, управление изменениями. Что касается исследования функций психологических служб, Татьяна поделилась следующими результатами: различные типы университетов ориентированы на разные потребности студентов. Психологические службы в селективных университетах сосредоточены на профилактике тревожности, психических расстройств и академических перегрузок, вызванных высокими академическими требованиями. С другой стороны, периферийные и отраслевые университеты фокусируются на повышении социальных и жизненных навыков студентов, особенно тех, кто приезжает из отдаленных регионов.
Татьяна и Елизавета получили полезную обратную связь и комментарии по докладам, которая поможет им в дальнейшей доработке статей и текстов диссертаций. Более того, приобретенные на конференции знакомства аспирантки планируют использовать для профессионального развития, в том числе для организации будущих визитов к зарубежным ученым.