О круглом столе в рамках Апрельской конференции: женщины в STEM
11 апреля в рамках ХIХ Апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол, посвященный обсуждению роли женщин в технологическом будущем. Участница НУГ Тамара Мхитарян делится своими впечатлениями от прошедшего события.
Открытие круглого стола началось с выступления председателя Евразийского женского форума, О. А. Бессоловой. Ольга Асланбековна отдельно отметила заинтересованность зарубежных ассоциаций в сотрудничестве с российскими кампаниями для поиска решений в усилении роли женщин в развитии STEM-сектора. Мотивация зарубежных партнеров связана с их ориентацией на исторический опыт России, когда в Советском Союзе число женщин, занятых в технических областях, значительно преобладало над числом мужчин. В связи с этим у России есть предпосылки для восстановления прежнего гендерного распределения занятых в STEM-сфере и возможность поделиться своими успехами с зарубежными коллегами. Подчеркивалась важность поддержки школьниц, студенток и женщин, уже связавших свою профессиональную карьеру со STEM-сферой.
Затем состоялось выступление О. Б. Савинской. Ольга Борисовна привела статистические данные, подтверждающие сквозной характер формирования неравенства, с которым сталкиваются женщины, изучающие STEM-науки. Как оказалось, это неравенство начинает проявляться ещё со школьных лет и продолжает усиливаться уже непосредственно на рынке труда. Говоря об истоках формирования данной проблемы, которая имеет место еще в школьные годы, Ольга Борисовна рассказала об исследовании, проведенном совместно с участницей НУГ, Тамарой Мхитарян. Ольга Борисовна описала выявленные в ходе исследовательской работы факторы, которые способны оказывать влияние на выбор школьницами своей дальнейшей профессиональной ориентации. Так, отмечалась важная роль субъективной оценки ими своих знаний по математике. Несмотря на одинаковые оценки за четверть по математике у девочек и мальчиков, субъективная оценка своих знаний у первых значительно ниже. Более того, отдельное внимание уделялось концепту «скрытый учебный план», отвечающему за неформальные правила, существующие в школе. Эти правила отражают существующие гендерные стереотипы. Так, оказалось, что именно гендерно-направленная организация учебной жизни - разделение на уроках труда девочек и мальчиков и предоставление им заданий, подчеркивающих их гендерные роли - оказывает наряду с другими факторами значимое влияние на выбор STEM-дисциплин школьницами в качестве своей дальнейшей профессиональной траектории. Важно отметить, что затронутая Ольгой Борисовной интерпретация эффекта «скрытого учебного плана» была более насыщенной благодаря деятельности НУГ, в которой Мхитарян Тамаре под руководством А.Н. Ротмистрова и С. В. Жучковой, удалось построить комплексную регрессионную модель с эффектами взаимодействия.
В рамках круглого стола также обсуждалось множество других важных исследований, в рамках одного из которых изучалась мотивация женщин, занятых в инженерных отраслях. По результатам исследования выяснилось, что женщины видят в качестве преимущества своей профессии ее востребованность на рынке труда. Женщины-инженеры также стремятся поддерживать друг друга, сотрудничая и продвигая именно женщин, тем самым создавая себе некую подушку безопасности в этой гендерно-неблагоприятной сфере. Завершением круглого стола стала презентация книги, в которой были собраны истории великих женщин. Все участники сошлись на том, что очень важно писать о таких женщинах и на их примере показывать, что роль женщины для развития науки неоспоримо важна.