Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.528
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12471
E-mail: npokrovsky@hse.ru
В преподавании и научной работе кафедра призвана сочетать, с одной стороны, универсализм фундаментальной социологии, ее полипарадигмальность, тяготение к макромоделированию социальных процессов и, с другой стороны, “проработку деталей” в реконструкции социальных картин общества, исследовательский интерес к миру повседневности и личности. Преподавание и исследования, проводящиеся на кафедре, сориентированы на международные стандарты и развитие.
Социологические исследования. 2024.
Tatiana Vlasova, Kozlov A., Kozlova M. A.
In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024.
Volkova G., Никишин Е. А.
Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 103.
Данная конференция является одним из основных научных форумов в мире для широкого обсуждения проблем образования среди, прежде всего, ученых и исследователей, но также с привлечением участников со стороны практической политики.
Показательно, что ключевая тема конференции в этом году была заявлена в формулировке «Проблематизируя неравенство» («Problematizing Inequality»). В сущности, вопросы неравенства (и связанная с ними тематика социальной мобильности) лежат в центре системы образования как элемента общества современного типа. Именно проблема обеспечения более или менее равных стартовых жизненных возможностей через образование — ключевая для устойчивости современных обществ.
Конференция проходила в Атланте — городе, в котором социальное неравенство ощущается сильнее, чем в других городах США, в которых мне приводилось бывать прежде. Вопросы расового неравенства — основные, но ими дело не ограничивается.
Мой доклад «Стало ли образование в пост-советских странах более инклюзивным? Проблематизация неравенств и позитивной дискриминации через историческую и сравнительную перспективу» проходил на сессии под названием «Факторы включения и исключения из системы образования». На этой сессии обсуждались, в основном, вопросы инклюзии и инклюзивного образования — то есть проблемы «включения» каждого человека в образовательный процесс, обеспечения равного для всех доступа к стартовым условиям вне зависимости от пола, расы, особенностей развития и других факторов.
С этой точки зрения наиболее резонансным из теоретических тезисов, выдвинутых мною в своем докладе, стал тезис о том, что включенность в образование — недостаточное условие для решения проблемы социальной мобильности. Необходимо не просто быть включенным в образование, но иметь реальные шансы на успех в этом конкурентном процессе (ведь это именно конкуренция — учащиеся получают оценки и в зависимости от своих результатов, выстраивают все свои дальнейшие образовательные и карьерные траектории).
Эмпирическая часть моего доклада была сосредоточена на анализе постсоветского пространства с точки зрения инклюзивности — как не просто включенности в образование, но включенности, поддержанной реальными механизмами социальной мобильности.
Я очень благодарен студентке первого курса образовательной программы «Политология» (бакалавриат), Анастасии Зыковой за помощь в подготовке доклада.
Павел Сорокин,
старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ,
старший преподаватель кафедры общей социологии