Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.528
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12471
E-mail: npokrovsky@hse.ru
В преподавании и научной работе кафедра призвана сочетать, с одной стороны, универсализм фундаментальной социологии, ее полипарадигмальность, тяготение к макромоделированию социальных процессов и, с другой стороны, “проработку деталей” в реконструкции социальных картин общества, исследовательский интерес к миру повседневности и личности. Преподавание и исследования, проводящиеся на кафедре, сориентированы на международные стандарты и развитие.
Антонова В. К., Александрова М. Ю., Присяжнюк Д. И. и др.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 4. С. 194-218.
Alekhina S., Kozlova M. A.
In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. Ch. 9. P. 169-188.
Volkova G., Никишин Е. А.
Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 103.
Данная конференция является одним из основных научных форумов в мире для широкого обсуждения проблем образования среди, прежде всего, ученых и исследователей, но также с привлечением участников со стороны практической политики.
Показательно, что ключевая тема конференции в этом году была заявлена в формулировке «Проблематизируя неравенство» («Problematizing Inequality»). В сущности, вопросы неравенства (и связанная с ними тематика социальной мобильности) лежат в центре системы образования как элемента общества современного типа. Именно проблема обеспечения более или менее равных стартовых жизненных возможностей через образование — ключевая для устойчивости современных обществ.
Конференция проходила в Атланте — городе, в котором социальное неравенство ощущается сильнее, чем в других городах США, в которых мне приводилось бывать прежде. Вопросы расового неравенства — основные, но ими дело не ограничивается.
Мой доклад «Стало ли образование в пост-советских странах более инклюзивным? Проблематизация неравенств и позитивной дискриминации через историческую и сравнительную перспективу» проходил на сессии под названием «Факторы включения и исключения из системы образования». На этой сессии обсуждались, в основном, вопросы инклюзии и инклюзивного образования — то есть проблемы «включения» каждого человека в образовательный процесс, обеспечения равного для всех доступа к стартовым условиям вне зависимости от пола, расы, особенностей развития и других факторов.
С этой точки зрения наиболее резонансным из теоретических тезисов, выдвинутых мною в своем докладе, стал тезис о том, что включенность в образование — недостаточное условие для решения проблемы социальной мобильности. Необходимо не просто быть включенным в образование, но иметь реальные шансы на успех в этом конкурентном процессе (ведь это именно конкуренция — учащиеся получают оценки и в зависимости от своих результатов, выстраивают все свои дальнейшие образовательные и карьерные траектории).
Эмпирическая часть моего доклада была сосредоточена на анализе постсоветского пространства с точки зрения инклюзивности — как не просто включенности в образование, но включенности, поддержанной реальными механизмами социальной мобильности.
Я очень благодарен студентке первого курса образовательной программы «Политология» (бакалавриат), Анастасии Зыковой за помощь в подготовке доклада.
Павел Сорокин,
старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ,
старший преподаватель кафедры общей социологии