• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.528

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12471

E-mail: npokrovsky@hse.ru

Руководство

Заведующий кафедрой Покровский Никита Евгеньевич

Заместитель заведующего кафедрой Симонова Ольга Александровна

Статья
Стрит-арт как элемент уличного пространства и городской жизни (Обзор)

Долгов А. Ю.

Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 31-41.

Глава в книге
Global Scholarly Collaboration

Antonova V. K., Parinov S.

In bk.: Connecting the Knowledge Commons—From Projects to Sustainable Infrastructure: The 22nd International Conference on Electronic Publishing–Revised Selected Papers. Marseille: OpenEdition Press, 2019.

Препринт
Outsourcing of Social Service Provisionto NGOs in the Russian Federation

Iarskaia-Smirnova E. R., Cook L. J.

UNRISD Working papers. n.a.. United Nations Research Intitute for Social Development, 2018

Проблематизируя неравенство: международная конференция по вопросам образования в Атланте

С 5 по 9 марта в городе Атланта проходила ежегодная международная конференция «Comparative and International Education Society Annual Conference 2017». В ней принял участие старший преподаватель кафедры общей социологии Павел Сорокин.

Данная конференция является одним из основных научных форумов в мире для широкого обсуждения проблем образования среди, прежде всего, ученых и исследователей, но также с привлечением участников со стороны практической политики.

Показательно, что ключевая тема конференции в этом году была заявлена в формулировке «Проблематизируя неравенство» («Problematizing Inequality»). В сущности, вопросы неравенства (и связанная с ними тематика социальной мобильности) лежат в центре системы образования как элемента общества современного типа. Именно проблема обеспечения более или менее равных стартовых жизненных возможностей через образование — ключевая для устойчивости современных обществ.

Конференция проходила в Атланте — городе, в котором социальное неравенство ощущается сильнее, чем в других городах США, в которых мне приводилось бывать прежде. Вопросы расового неравенства — основные, но ими дело не ограничивается.

Мой доклад «Стало ли образование в пост-советских странах более инклюзивным? Проблематизация неравенств и позитивной дискриминации через историческую и сравнительную перспективу» проходил на сессии под названием «Факторы включения и исключения из системы образования». На этой сессии обсуждались, в основном, вопросы инклюзии и инклюзивного образования — то есть проблемы «включения» каждого человека в образовательный процесс, обеспечения равного для всех доступа к стартовым условиям вне зависимости от пола, расы, особенностей развития и других факторов.

С этой точки зрения наиболее резонансным из теоретических тезисов, выдвинутых мною в своем докладе, стал тезис о том, что включенность в образование — недостаточное условие для решения проблемы социальной мобильности. Необходимо не просто быть включенным в образование, но иметь реальные шансы на успех в этом конкурентном процессе (ведь это именно конкуренция — учащиеся получают оценки и в зависимости от своих результатов, выстраивают все свои дальнейшие образовательные и карьерные траектории).

Эмпирическая часть моего доклада была сосредоточена на анализе постсоветского пространства с точки зрения инклюзивности — как не просто включенности в образование, но включенности, поддержанной реальными механизмами социальной мобильности.

Я очень благодарен студентке первого курса образовательной программы «Политология» (бакалавриат), Анастасии Зыковой за помощь в подготовке доклада.


Павел Сорокин,
старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ,
старший преподаватель кафедры общей социологии