Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.528
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12471
E-mail: npokrovsky@hse.ru
Статья посвящена включению фотографий и кино- видеофильмов в учебный курс «Визуальные исследования» на направлении образования «Социология». Для объединения различных фотографий и кинофильмов предлагается использовать знаковые системы. Две такие системы рассматриваются. Первая система — это система знаков Пирса-Морриса. Во второй знаковой системе рассматриваются визуальный знак и знак слуховой. В статье представлен краткий обзор ряда работ произведений кино и фотоискусства, которым соответствуют социологические тексты.
Проблематизируется организация высшего образования для представителей коренных меньшинств. Исследование сфокусировано на коми-пермяках, обучающихся в вузе г. Перми. Формулируется вывод об адаптированности коми-пермяков к условиям обучения, на основе полуструктурированных интервью определяются факторы адаптации. Делается вывод об адаптивном потенциале мягких стратегий инклюзии, позволяющих индивиду самостоятельно варьировать степень культурной закрытости-открытости.
Качественная парадигма находится на новом витке развития. Так считает известный международный журнал FQS (Forum: Qualitative Social Research), который затеял дискуссию «Качество качественных исследований», где поднимает актуальные вопросы дальнейшего развития этого поля по типу «Куда идет качественная парадигма?». Наш журнал, подхватив эту инициативу коллег, пригласил экспертов в этой области на страницах нашего журнала высказаться по предложенному коллегами блоку вопросов, но применительно к специфике русскоязычного сегмента этого поля. На предложение журнала откликнулись известные лидеры этого направления — Елена Здравомыслова, Елена Ярская-Смирнова, Елена Омельченко, Илья Штейнберг. Мы публикуем их ответы на обсуждаемые вопросы.
В статье рассматривается, как в социальных сетях вырабатывается «онлайн-память» о советском прошлом. Социальные сети описываются как арены, открытые и доступные многим акторам. Эти акторы действуют в более свободном дискурсивном поле, не ограничиваясь в своей активности доминирующими нарративами о прошлом. Отмечается, что социальные сети могут быть использованы гражданами как средства обсуждения общего прошлого и могут выступать в качестве противодействия дискурсу элиты.
Чтобы разобраться с тем, как устроено обсуждение советского прошлого в социальных сетях, был проведен качественный контент-анализ содержания трех записей (постов) в онлайн-группах и комментариев к ним. Цель состояла в том, чтобы рассмотреть основные темы и аргументы, а также особенности возникшего обсуждения. Были выбраны три популярные в России соцсети: «ВКонтакте», «Инстаграм» и «Фейсбук». Проанализированы три записи с максимально обобщающей тематикой, посвященной советскому прошлому.
Показано, что в ходе процесса конструирования новых смыслов и создания интерпретаций акторы «онлайн-памяти» опираются как на официальный дискурс политической элиты о советском прошлом и российском настоящем, так и на свои субъективные биографии и личный опыт. При этом социальные сети дают возможность для создания альтернативных нарративов и контрнарративов. Делается вывод об «абсорбирующих» свойствах памяти о советском прошлом, поскольку акторы способны встроить в нее любые актуальные события, в том числе пандемию COVID-19.
В обзоре обсуждаются подходы к определению понятия «инфраструктура знания»; показано, как менялась исследовательская оптика для описания таких инфраструктур: от осмысления их как больших социотехнических систем до перехода к изучению сочетания технологий и практик. Делается вывод о важности для работы ученых как традиционных устойчивых, так и новых пластичных инфраструктур знаний.
Понимание и прогнозирование поведения людей – залог успеха в деятельности любого руководителя. Так называемый «человеческий фактор» все сильнее определяет конкурентные преимущества современных бизнес-организаций. Как влияют на поведение людей их личностные качества, ценности и установки? Как реагируют работники на управленческие практики, действия своих руководителей? Какие закономерности поведения человека в организации можно считать всеобщими, а в каких случаях поведение работников определяется особенностями национальной культуры и институтов?
Цель этой книги – обзор актуальных проблем, связанных с поведением человека в организационном контексте, знакомство читателя с классическими и современными концепциями, результатами исследований в области организационного поведения.
В качестве научного и учебно-методического пособия книга носит междисциплинарный характер и предназначена, прежде всего, студентам, обучающимся по направлению «Менеджмент», а также студентам-социологам для изучения курсов «Социология труда» и «Социология управления». Кроме того, она может представлять интерес для широкого круга читателей, чья профессиональная деятельность предполагает работу с людьми. Книга поможет системно осмыслить, проанализировать ситуации и процессы, с которыми люди ежедневно сталкиваются на своих рабочих местах.
Специфика организационного поведения рассматривается в контексте двух других базовых управленческих дисциплин – теории менеджмента и теории организации.
Книга представляет современные теоретические подходы и концепции, опирается на результаты современных исследований в области социологии, экономики и психологии труда, описывающие поведение людей в организационном контексте.
В учебнике приведены основные классификации поведения людей на рабочих местах и последовательно рассмотрены группы факторов, влияющих на трудовое поведение в организации. Эти факторы сгруппированы на индивидуально- личностные, организационно-управленческие и институционально-культурные.
Специальное внимание уделено рассмотрению противоречий между «экономической» и «социальной» эффективностью деятельности организаций. Приведены результаты современных исследований, посвященные поиску баланса между экономической эффективностью управленческой деятельности и социальным благополучием работников.
Роль социальной защиты в поддержке благополучия людей, снижении бедности и неравенства трудно переоценить в спокойные времена, но особенно ее значение возрастает в периоды кризисов, что подтвердил глобальный шок пандемии COVID-19. В условиях неопределенности система социальной защиты превращается в «подушку безопасности» — макроэкономический и социально-политический стабилизатор. Фокусом представленного доклада стал анализ основных тенденций в становлении российской системы социальной защиты — в широком ее определении, включающем нестраховые меры социальной защиты, пенсионное обеспечение и социальное обслуживание, — и развилки ее развития в среднесрочной перспективе. В докладе проанализировано, в какой мере пандемия коронавируса повлияла на основные вызовы и проблемы, стоящие перед российской социальной защитой, каковы были ключевые решения в сфере антикризисной поддержки населения в период пандемии и как они сказались на показателях бедности и неравенства. Период пандемии важен еще и тем, что в это время произошел разворот в сторону приоритетной поддержки нуждающихся семей с детьми. В докладе представлены новейшие результаты исследований изменений запросов населения к социальной поддержке, а также вопросов использования бюджета времени как составляющей комплексной оценки качества жизни населения. Обсуждается, какие уроки можно извлечь из опыта прохождения кризиса, связанного с пандемией, для будущего развития российской социальной защиты, в том числе в условиях возникшей в 2022 г. турбулентности. Последствия этой турбулентности, которые пока в полной мере не ясны, вероятно, побудят скорректировать некоторые из представленных в докладе оценок и прогнозов, но, по мнению авторов, это будет касаться в основном конкретных количественных параметров, а не направлений развития. Материалы доклада предназначены для широкого круга читателей, в том числе для лиц, принимающих решения в области социальной политики, экспертного и научного сообщества, журналистов.
На основе эмпирических данных проведен многоплановый анализ социального неравенства работающей (по найму) российской молодежи. Изучаются особенности этого неравенства в сферах материально-имущественного положения, доступа к образовательным ресурсам, престижности профессии и должностного статуса молодых людей. На основе многомерного подхода эмпирически выделены основные страты работающей молодежи. В центре исследования находится анализ факторов, условий, порождающих социальное неравенство в рядах работающей молодежи. Выявлены основные противоречия процесса формирования и развития социального неравенства между меритократическими по своей природе факторами и традиционалистскими факторами и возможностями, которые молодой человек наследует в том числе от своих родителей.
Обсуждения состояния и перспектив теоретической социологии в России до сих пор не формируют связной картины. В статье показано, что расходящиеся оценки зависят от того, видятся ли наличие и развитие «теории» в ее производстве или воспроизводстве, оригинальных авторских достижениях или коллективном воспроизводстве фона, простом накоплении текстов или живой трансляции, специальной разработке теории или пользовании теорией, а также от того, видится ли «теория» в образе единой теории или множественных теорий, общей теории или специальных теорий, формальной или содержательной теории, метатеории, пропозициональных схем, аналитических схем или моделей. Ввиду этих расхождений предлагается сосредоточить усилия на прояснения того, что мы имеем в виду под теорией, чего мы от нее хотим и какого развития от нее ждем.
Статья посвящена анализу трудовых практик и отношения сотрудников российских компаний IT-сектора к работе в удаленном и гибридном формате. В центре внимания авторов — два основных блока вопросов. Первый касается трудовых нагрузок и социально-психологического самочувствия работников в условиях удаленной и гибридной организации труда. Второй блок посвящен оценке индивидуальной и групповой эффективности гибридного и удаленного формата работы. Эмпирическая часть исследования основана на анализе результатов опроса работников крупных российских IT-компаний в марте 2021 г. (N = 400). Новизна полученных результатов заключается в приоритетном внимании к организационно-управленческим факторам, определяющим установки респондентов. Было обнаружено, что работа в гибридном формате значимо увеличивает трудовые нагрузки работников по сравнению с полностью дистанционной занятостью. Парадоксально, что при этом гибридный формат оценивается большинством респондентов как предпочтительный. Авторами обнаружено, что различия в отношении работников к удаленной работе в основном обусловлены характером рабочих задач и положением сотрудника в сети организационных коммуникаций. Преимущества удаленной работы чаще связываются с комфортом и отмечаются рядовыми специалистами, рабочие задачи которых носят индивидуальный характер. Отрицательное отношение к «удаленке» чаще фиксируется у работников, активно вовлеченных в коммуникационные процессы и организацию работы других людей — руководителей и сотрудников административных и HR-подразделений. Выявлено, что для социального самочувствия сотрудников и оценки эффективности работы важную роль играет качество коммуникационных процессов в организации. В условиях удаленной работы серьезной проблемой для работников становится информационная перегруженность. Напротив, недостаток информации не рассматривается респондентами как серьезная проблема.
Учебное пособие предназначено для повторения навыков и умений, необходимых для подготовки и успешной сдачи вступительных испытаний в Лицей НИУ ВШЭ. Пособие состоит из пяти частей, в которых подробно разбираются различные форматы заданий и алгоритм их выполнения, а также заданий для самоподготовки. Для учеников старших классов средних школ и лицеев, преподавателей обществознания.
Данная статья призвана актуализировать тематику диджитал селебрти (digital celebrity) в российском научно-исследовательском поле. Ключевая задача - описать эволюцию концептуального аппарата основных теоретических направлений - от классических теорий Р.Мертона, П. Лазарсфельда до современных авторов Н. Коулдри, Дж. Александр, Д. Маршал, К.Абидин. Отдельный фокус представляет анализ нового типа знаменитостей цифровых платформ, выделение и систематизация ключевых концептов и теоретических фреймов для их анализа.
В результате будет представлена матрица для анализа диджитал селебрити, описания их трансформации. Также авторами предложены концептуальные дихотомии для описания природы известности, базиса медийного капитала диджитал селебрити.