• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.528

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12471

E-mail: npokrovsky@hse.ru

Руководство
Заведующий кафедрой Покровский Никита Евгеньевич
Заместитель заведующего кафедрой Симонова Ольга Александровна
Книга
Приглашение в социологию эмоций. 2-е изд.

Харрис С.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Глава в книге
Teacher Training and Professional Development for Inclusion in Russia

Alekhina S., Kozlova M. A.

In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. Ch. 9. P. 169-188.

Препринт
Interregional Mobility Of Russian Researchers: Moving For A Promising Job

Volkova G., Никишин Е. А.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 103.

ОБ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ В БЛОГОСФЕРЕ

23 января в гостях у студентов магистерской программы «социология публичной сферы и социальных коммуникаций» побывала Е.Н.Иванова, доцент кафедры проектов в сфере культуры отделения культурологии НИУ-ВШЭ, кандидат социологических наук. Тема диссертации Елены Николаевны - «Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере».
Елена Николаевна начала выступление со слов об изменении границ между публичным и приватным в современном обществе, в том числе и в блогосфере. Если раньше пользователи сети знали друг друга и могли использовать блогосферу в качестве своей приватной площадки, то теперь такой элемент приватности уходит из сети. Информация, запущенная даже не самым популярным блоггером, мгновенно распространяется и становится публичной. Елена Николаевна отметила в этом явлении определенный плюс, так как оно расширяет репертуар новостей и формирует новую публичную сферу.

Под публичной сферой немецкий социолог Юрген Хабермас понимает площадку, на которой собирается общество образованных и читающих собственников, вовлечённых в рационально-критические дебаты, касающиеся вопросов политики и социального устройства.

Согласно Хабермасу, обязательными условиями для публичной сферы являются дискурсивная инклюзия и равенство участников. Эти обязательные условия позже подвергались критике со стороны постмодернистов, в том числе и таких, как М.Фуко и Ж.Бодрийяр, а также Н.Фрейзер. В качестве ответных тезисов выдвигались следующие постулаты:

1) Для равенства участников необходимы четкие правила языковой игры

2) Существует сомнение в профетической роли интеллектуалов в публичном дискурсе (Фуко)

3) Производится слишком много смыслов, происходит их переизбыток (Бодрийяр)

4) Не все люди на протяжении двадцатого века вообще могли свободно высказывать свое мнение. Целые народы, огромные группы и категории людей не имели права высказываться (Фрейзер)

Помимо этого, приобщение к коллективной личности оттесняет на периферию рациональный дискурс.

Как справедливо заметила Елена Николаевна, развитие Интернета актуализировало дебаты вокруг публичной сферы. Важные вопросы стоят перед социологами: «Откуда появляются темы - рождаются ли они из-за насущной необходимости или кем-то вбрасываются? Среди некоторых социологов бытует мнение, что инициаторы таких вбросов – мировой технокапитализм. Например, компания Google, которая теоретически может зарабатывать деньги за счёт этого.

Ричард Барбрук, автор калифорнийской идеологии, писал о том, что развитие интернет-медиа приводит к подмене понятий. В частности им активно используются такие термины, как «новая аристократия», «креативный класс». Но, в целом, группы, маркируемые таким образом – не более чем разбирающиеся в современных технологиях люди, грамотно занявшие нишу

Ставя вопрос об уровне индивидуализма в интернете, Елена Николаевна привела слова Кристофа Агитона, лидера французских антиглобалистов: «интернет соединяет индивидуализм и солидарность, поэтому публичная сфера становится личностной и абстрактной».

Затем Елена Николаевна и магистранты перешли к обсуждению такого явления как «моральная паника». Общество, во многом, ждет, что СМИ укажут им «кто виноват и что делать». И пока редакторы классических газет/радиостанций стеснены законами о СМИ, блоггеры более раскованы в своих суждениях. Происходит событие, Интернет бурлит, блоггеры держат напряжение, нарастает враждебность, и отзвук события слышен дольше, чем вне интернет-пространства.

Елена Николаевна привела три ярких примера: убийство Юрия Волкова, история с приморскими партизанами и защита Химкинского леса. Студенты задавали вопросы о том, что может послужить поводом для моральной паники, а также о занятости российского интернет-пространства двумя полярными агрессивными группами.

В заключительной части встречи участники разбирали гражданскую журналистику, а также основные тенденции, с ней связанные. В России, как и в мире, происходит процесс коммерциализации гражданской журналистики.

Гражданская журналистика, в частности, снизила грамотность контента. Появилось больше небрежности в текстах, конкуренция качества языка, типичная для газет, размыта огромным количеством ресурсов, выбивающихся за счет интерактивности, использования фотографий, видео и т.д. Обращаясь к освещению терактов в московском метро, когда в 2010 году поисковые системы выдавали больший процент блогов тех, кто не был на месте теракта, но является популярным блоггером в отличие от свидетелей произошедшего, Елена Николаевна назвала это не журналистикой фактов, а журналистикой разделяемых переживаний.

Встреча с Е.Н. Ивановой показала высокую актуальность и остроту темы гражданской журналистики и ее роли в публичной сфере. Надеемся, что встречи со специалистами в этой теме продолжатся!

Анатолий Дмитриев,

Магистрант программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций»