Учебное пособие основано на многолетнем авторском опыте и представляет собой систему методических разработок различного уровня сложности, которую можно использовать целиком как основу спецкурса или по частям – для решения отдельных задач в преподавании разных дисциплин.
Сегодня в России формирование навыков специализированной письменной речи все чаще становится отдельной педагогической задачей в различных образовательных программах университетов, колледжей и школ, все больше преподавателей понимают важность развития в учебном процессе умений, необходимых для создания академического текста. Учебное пособие основано на многолетнем авторском опыте и представляет собой систему методических разработок различного уровня сложности, которую можно использовать целиком как основу спецкурса или по частям – для решения отдельных задач в преподавании разных дисциплин. Несмотря на то, что книга адресована прежде всего студентам, изучающим социологию, социальную работу, социальную политику, а также преподавателям соответствующих факультетов, она может быть полезна и участникам иных образовательных программ.
Введение……………………………………………………..………………….……….. 5
Организация академической работы…………………………….……
Как распланировать время. Как начать писать текст.
Как называть файлы. Навыки электронной
академической коммуникации. Академическое чтение
8
Академическое письмо: жанры и научный язык…….…….….
Академические и неакадемические тексты. Жанры:
первичные и вторичные, научные, научно-популярные,
учебно-методические. Научный дискурс
16
Научный стиль…………………………………………………………………….….
Особенности композиции предложения в академическом
тексте. Понятие научного стиля. Лексика и грамматика
научного стиля. Речевые ошибки. Редактирование.
Нондискриминационный язык
21
Структура академического текста……………………………….……….
Композиция абзаца. Композиция всего текста.
Аннотация, тезисы. Введение. Актуальность. Цели.
Гипотезы. Чем завершить научный текст. Выражение
признательности. Что помещать в приложение
33
Синопсис, или Обоснование
выбранной темы исследования…………………………….……………
Аннотация. Обоснование актуальности. Исследовательский
вопрос. Цель. Задачи. Краткий обзор источников. Методы.
Критерии проверки синопсиса
56
Раздел, содержащий обзор источников……………………………..
Знание источников как часть академической культуры.
Конспектирование. Аннотирование. Пересказ и парафраз.
Группировка источников. Структура раздела.
Собственное мнение
62
3
4
Раздел, содержащий программу исследования..……………...…
Структура раздела. Аннотация. Концептуализация
и операционализация ключевых понятий исследования. Проект
(модель) выборки. Характеристика и обоснование применяемых
методов и приемов сбора первичной информации. Этические
стороны исследования. Характеристики пилотажа. Характер
данных. Список использованных в этом разделе источников
77
Оформление академического текста…………………………..…..….
Оформление файла. Плагиат. Оформление ссылок на
публикации. Типы ссылок. Оформление сносок. Типы
библиографических списков. Офрмление списка источников.
Оформление цитат из интервью и ссылок на информанта.
Оформление заголовка
82
Написание отчета по эмпирическому исследованию…….……
Структура отчета. Анализ и интерпретация полученных
данных. Практические рекомендации. Выводы. Приложение
93
Рецензирование текста…………………………………………..……………..
Задачи рецензирования. Peer Review.
Рецензия на статью. Рецензия на книгу
100
Устная презентация, дискуссия……………………………….…………..
Структура и правила эффективной презентации.
Порядок и условия успешного выступления
109
Заключение………………………………………………………….…………………
115
Список рекомендуемых источников………………………………..….
117
Приложение. Программа дисциплины
«Научно-исследовательский семинар»………….….………………
119