Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.528
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12471
E-mail: npokrovsky@hse.ru
В преподавании и научной работе кафедра призвана сочетать, с одной стороны, универсализм фундаментальной социологии, ее полипарадигмальность, тяготение к макромоделированию социальных процессов и, с другой стороны, “проработку деталей” в реконструкции социальных картин общества, исследовательский интерес к миру повседневности и личности. Преподавание и исследования, проводящиеся на кафедре, сориентированы на международные стандарты и развитие.
Эфендиев А. Г., Гоголева А. С.
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2024. Т. 17. № 1. С. 47-64.
Alekhina S., Kozlova M. A.
In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. Ch. 9. P. 169-188.
Volkova G., Никишин Е. А.
Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 103.
Конференция научно-учебных групп (НУГ) началась с брифинга «НУГ как форма коллективного исследовательского проекта: взгляд студентов и преподавателей». Члены научно-учебных групп — студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты и преподаватели — поделились своими впечатлениями об участии в этой коллективной форме исследований. Обсудили различные возможности улучшения деятельности научно-учебных групп, такие, например, как оптимизация схемы финансирования НУГов, интенсификация взаимодействия между группами, связей с общественностью и публикация нового сборника статей участников.
Заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов ВШЭ, руководитель Группы исследований социологии науки и профессий Роман Абрамов сравнил исследовательскую работу НУГа с процессом добычи руды в шахте, а конференцию — с возможностью для всех участников выйти на поверхность, чтобы показать свои результаты, обменяться опытом. Подытоживая брифинг, профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ Павел Романов отметил, что НУГ — это ниша для профессиональной социализации, где вырабатывается умение работать в команде, создается атмосфера сотрудничества, укрепляются навыки совместного научного поиска, научно-исследовательская дисциплина и ответственность, здесь формируется коллективная идентичность, молодые исследователи начинают ценить дискуссии, публикации и другие способы получить признание в научном сообществе.
На следующих сессиях были представлены итоги работы научно-учебных групп. Первыми докладчиками стали участники НУГ «Профессии социального государства» (руководитель — Павел Романов). Доклад студента факультета экономики ВШЭ Романа Соловьева о попрошайничестве как квазипрофессиональной деятельности вызвал дискуссию о разнообразии типов и тактик попрошаек, особенностях жизненно-стилевых практик. В докладах аспирантов кафедры социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ Дарьи Присяжнюк и Радика Садыкова рассматривались особенности профессионального статуса представителей медицинской профессии.
Аспирантка Ксения Лазебная, участница НУГ «Социология публичной сферы» (руководитель — профессор кафедры общей социологии ВШЭ Елена Ярская-Смирнова), в своем выступлении рассказала о перспективах применения теории Питирима Сорокина для исследования символов публичной сферы. Другие участницы этой группы выступили с докладами, основанными на материалах эмпирических исследований общественных движений и сообществ и выполненных в стратегии кейс-стади. Перформативный характер публичной сферы на примере велодвижения и протестного искусства продемонстрировали магистры социологии Арина Шаронова и Эльвира Кульчицкая. Концепты дестигматизации и социальной инклюзии обсуждались в докладе Валерии Маркиной и Ольги Вербилович с использованием данных интервью с родителями детей-инвалидов.
Дружная и наиболее представительная команда НУГ«Семья и социальные неравенства» (руководитель — доцент кафедры социологии Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Жанна Чернова) исследует изменения в сфере семьи и родительства, происходящие в контексте трансформаций современного российского общества. Докладчики от группы представили анализ института родительства через призму оптики власти (Наталья Ефремова), исследования практик ответственного отцовства (Ксения Шальман) и социального родительства (Анастасия Сидоренко). За докладами последовала дискуссия по актуальным сегодня темам социологии — о ювенальной юстиции, гендерном вопросе, социальном сиротстве.
Выступления участников группы исследований социологии науки и профессий, которые работают над проектом «Popular Science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания» рассказали о коммуникациях между наукой и обществом. Александра Лихрева представила доклад по моделям вовлечения публики в процесс потребления и производства научно-популярного знания на основе интервью с научными журналистами. Маргарита Стаф проводила анализ мотивов и целей потребителей Popular Science на основе данных онлайн-опросов студентов различных вузов и онлайн фокус-группы. Марина Сикорская рассказала о переплетении общественной и научной рациональности (медиализации науки), причиной которой, по ее мнению, является возрастающая конкуренция за внимание публики и необходимость удержания авторитета научного знания.
Тон в обсуждении каждого из представленных докладов задавали дискутанты, которые показывали сложность и неоднозначность выбранных для исследования проблем, обращая внимание участников на теоретические аспекты и возможности реинтерпретации данных. В качестве дискутантов выступили члены научно-учебных групп — преподаватели и научные сотрудники НИУ ВШЭ: В.К. Антонова, И.А. Груздев, Ю.А. Зеликова, Н.К. Иконникова, Н.В. Печерская.
В ходе конференции участники обсудили такие возможности улучшения деятельности научно-учебных групп, как оптимизация схемы финансирования групп, интенсификация взаимодействия между группами, связей с общественностью и публикация нового сборника статей участников.
Татьяна Золотухина, Анастасия Сельченок, специально для новостной службы портала ВШЭ Источник