Студенты факультета социальных наук стали участниками образовательной программы "Современные методы когнитивных исследований" Университета "Сириус"
Своими впечатлениями об учебе делятся студенты-психологи и социологи из ВШЭ, принявшие участие в программе.
Две недели — с 23 марта по 6 апреля — длилась образовательная программа "Современные методы когнитивных исследований", в ходе которой у участников была возможность познакомиться с преподавателями магистерских и аспирантских программ Университета «Сириус», посетить различные лаборатории университета — включая биологические лаборатории, лабораторию киберспорта и лабораторию междисциплинарных исследований спорта, — побывать на занятиях от ведущих специалистов в области когнитивных процессов восприятия речи, изучения расстройств аутистического спектра. Программа включала себя большое количество лекций и практических занятий, поэтому участники смогли освоить и улучшить множество различных навыков.
Расписание занятий было насыщенным. Значительную его часть составили лекции научных сотрудников Университета “Сириус” по методологии, этике, анализу данных, а также применимости различных методов когнитивных исследований в рамках изучения расстройств аутистического спектра, нарушений речи и диадной синхронизации. Помимо этого, проходили практикумы, на которых участники работали с электроэнцефалографом, айтрекером и транскраниальной электрической стимуляцией. Во время практикумов ребята также занимались получением с помощью указанных приборов данных и их обработкой.
В ходе образовательной программы планировалось выполнение группового проекта с использованием какого-либо освоенного в «Сириусе» метода. Результаты представлялись всеми командами в последний день программы, а комиссия состояла из сотрудников университета «Сириус». С теми, у кого были интересные результаты, организаторы обещали поддерживать связь для дальнейшей совместной работы над развитием проектов. Студенты-вышкинцы выбрали разные проекты и с успехом прошли итоговую аттестацию.
Ольга Григорьева и Дарья Абузова : "Мы выбрали проект о влиянии ТЭС (транскраниальной электрической стимуляции) зоны Вернике на различение слов на фоне шума. В ходе проекта мы исследовали влияние стимуляции ТЭС на одну из речевых зон у взрослых людей с целью выявления улучшений в распознавании ими слов после стимуляции. В рамках проекта мы набирали испытуемых, самостоятельно проводили стимуляцию ТЭС и собирали данные."
Анна Смирнова и Ирина Соколова : "В качестве метода наша группа выбрала айтрекинг — видеоокулографию, — а в качестве темы исследования — мемы! Смешные картинки из интернета являются актуальной и весёлой темой множества зарубежных и российских исследований, и наша группа решила присоединиться к научному сообществу. Мы изучали, насколько мемы разной абстрактности сложны в понимании и насколько смешны, — а ещё на что человек смотрит и как долго думает, прежде чем понять шутку. В ходе работы мы выбрали мемы для анализа, разработали эксперимент, получили данные айтрекинга и опроса респондентов, обработали их и подготовили доклад о проделанной работе."
Даниил Ласковый: "Мы с коллегами проводили проект на тему «Различия глазодвигательных паттернов при распознавании лиц». В настоящее время наблюдается непреходящий интерес к проблеме распознавания лиц, данная тема актуальна не только в области безопасности, но также и в маркетинге, рекламе, здравоохранении и некоторых других сферах. Исследование проводилось при помощи метода видеоокулографии. С помощью данных айтрекинга были выявлены различия паттернов восприятия лиц, в частности восприятие знакомых и незнакомых лиц, гендерные отличия восприятия, особенности распознавании лиц, сгенерированных нейросетью, а также стратегия зрительного восприятия лиц."
В целом пребывание в Университете "Сириус" запомнилось студентам массой положительных эмоций, множеством знакомств с замечательными людьми, а также принесло крайне полезный опыт, ребята планируют применять его в дальнейшей научно-исследовательской практике.