• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

День психолога: студенты поздравляют с праздником

22 ноября в России отмечается День психолога. Наши студенты рассказывают о своей учебе на психологии в ВШЭ, делятся опытом внеучебной жизни и поздравляют всех с праздником.

День психолога: студенты поздравляют с праздником

Светлана Саломасова, студентка 4 курса программы "Психология"

Светлана, почему Вы решили поступать на психологию? Что определило Ваш выбор?

Мне всегда хотелось изучать мозг: но не на препаратах, как на биофаке, и не на пациентах, как в меде. Когда я узнала, что существуют не только психологи-консультанты в кабинетах, но и психологи-ученые в МРТ-лабораториях — я поняла, что, кажется, это мой путь. 

Как устроено образование в бакалавриате по психологии в Вышке?

Бакалавриат по психологии в Вышке иногда сравнивают с обучением в Хогвартсе — внутри факультета есть 4 направления: личностное (aka Пуффендуй), организационное (aka Слизерин), социальное (aka Гриффиндор) и когнитивное (aka Когтевран). Помимо специализации есть возможность выбрать дополнительные предметы и майнор — курс от любого другого факультета Вышки. 

Чем Вам особенно запомнилась Ваша учеба в бакалавриате?

Одно из главных событий бакалавриата для меня — "Научные бои" в Вышке. То, как мы с командой «переплавляли» мою курсовую в научно-популярную лекцию, репетиции на Покровке и в конце концов больше сотни зрителей в зале. 

Научные бои Вышки — это научно-просветительский проект по популяризации науки. Каждый участник должен за 10 минут увлекательно рассказать о своем научном исследовании и ответить на вопросы зрителей. Важно: участники не могут использовать презентации, только свое ораторское мастерство и реквизит! После того, как все участники выступили, проводится голосование среди зрителей и жюри. Победитель получает возможность выйти в финал сезона и побороться за главный приз — академический тревел-грант.

Что будет предметом Вашей дипломной работы?

Мой диплом будет продолжением исследования, о котором я рассказывала на "Научных боях". В нем я исследую, как переполненная «оперативная память» нашего мозга мешает нам эффективно принимать решения. 

Что бы Вы хотели пожелать студентам и преподавателям в День психолога?

Сейчас психологическая грамотность общества уверенно растёт (и это радует!), но вокруг нашей науки до сих пор много мифов. Хочется, чтобы психология окончательно отделилась от эзотерики, чтобы посещение психотерапевта не считалось признаком «слабости», и чтобы нам не нужно было доказывать, что психология — это наука.:)

Анна Фисенко, студентка 2 курса магистерской программы "Позитивная психология"

Анна, почему Вы решили поступать на психологию? Что определило Ваш выбор?

Мое первое образование — педагогическое, и любым педагогам читают психологию во время обучения, на первой паре по психологии я поняла, что это именно то, что я хочу изучать дальше. Психология меня привлекает своей глубиной, поиском смыслов и тем, что на этом пути ты можешь узнавать и познавать столько всего невероятного, но при этом постоянно окружающего нас в повседневной жизни, и, конечно, же одной из главных причин стало желание помогать людям.

Сейчас Вы учитесь в магистратуре. Почему Вы решили поступать в ВШЭ на программу «Позитивная психология»?

Потому что Вышка и программа "Позитивная психология" — это уникальная возможность учиться у лучших, в лучшем университете страны, с лучшими людьми и открывать для себя особое направление психологии. Я посчитала, что лучше ВШЭ и программы "Позитивная психология" нет ничего, это настолько подходит для меня — и я не ошиблась, с каждым днем убеждаюсь тому, что лучшего места для обучения нет!

Как устроено обучение на программе?

Так как это академическая программа, то мы учимся исследовать, рассматриваем множество теорий, я отлично "прокачалась" в методологии, но и для практики есть много полезного. Обучение на программе всестороннее — помимо основного исследовательского трека, мы получаем и организаторские навыки и навыки проектного менеджмента, очень нужные скиллы для современного психолога-исследователя. Помимо обучения я люблю внеучебную жизнь в Вышке, я состою в Республике ученых, являюсь научным куратором, финалистом "Научных боев", для меня Вышка — это про науку, и мне это так нравится!

Республика ученых — это проект академического развития студентов и молодых ученых НИУ ВШЭ. Это социальное пространство горизонтальной научной коммуникации. Она создана для того, чтобы ресурсы поддержки находили студентов в течение обучения в университете и повышали шансы их взаимного академического успеха.

Что будет предметом Вашей магистерской диссертации?

Ложная скромность, тема, которую я изучаю уже 2 года и хочу продолжать изучать дальше, потому что она абсолютно неизученная, но при этом такая интересная и так часто встречается в нашей жизни. На данный момент в диссертации планируется рассмотрение функциональной роли ложной скромности во внутренней жизни личности.

Что бы Вы хотели пожелать студентам и преподавателям в День психолога?

Желаю осознанности, гармонии и почаще напоминать себе, что для вас важно. Желаю счастья, благополучия и море позитивных эмоций!

Тимофей Березнер, студент 2 курса магистерской программы "Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию"

Тимофей, почему Вы решили поступать на психологию? 

Когда я выбирал, на кого пойти учиться, в голове было множество вариантов: от врача до астрофизика. Но выбрал психологию, поскольку очень хотелось изучать работу нашего мозга, особенности мышления, что такое сознание и т.д. Огромный интерес к когнитивной психологии и нейронаукам, невероятно развитым именно в Вышке, и стал ключевым фактором выбора.

Как устроено образование в бакалавриате по психологии в Вышке?

Вышкинская программа по психологии устроена так: первые 2 года предстоит изучать общепсихологические дисциплины, например, экспериментальную психологию – как правильно проводить психологические исследования? Еще есть полезные практикумы и НИСы, где развивают необходимые практические навыки (например, анализа данных) и исследовательские компетенции – от планирования содержания работы до ее публикации. Затем предстоит выбрать специализацию, что ты хочешь изучать углубленно. Когда я был студентом бакалавриата, у нас было 3 трека: когнитивная психология и нейронауки, психология личности и консультирование, социальная и организационная психология. Сейчас треков стало больше и они чуть иначе называются, но общая концепция неизменна: Вышка готовит человека как с необходимым психологическим фундаментом, так и с дополнительной "надстройкой" в интересной ему области. Такое дополнение к основным компетенциям в ходе обучения на "треке" по качеству образования можно сравнить с полноценной магистерской программой.

Чем Вам особенно запомнилась Ваша учеба в бакалавриате?

Особенно жизнь в бакалавриате, если говорить не об учебе, запомнилась массой внеучебных активностей: День Вышки, психфаковские мероприятия, студсовет, вышкинский футбол!

Факультет социальных наук регулярно проводит для школьников "Школу юного психолога", "Весеннюю психологическую школу для старшеклассников", конференцию PSY Вышка и другие мероприятия, организаторами которых выступают, в том числе, студенты. 

Сейчас Вы учитесь в магистратуре. Почему Вы решили поступать в ВШЭ на программу "Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию"?

Для меня, как для фаната изучения нашего мозга, это было самым логичным шагом. Наша магистратура почти не имеет аналогов в России и точно готовит лучших нейроученых и когнитивных психологов в нашей стране. 

Как устроено обучение на программе?

Очень много практической работы: мы осваиваем ЭЭГ, МЭГ, айтрекинг, ФНИРС и многие другие сложные техники нейровизуализации. Работаем с высокотехнологичным (и, кстати, довольно дорогим) оборудованием, знакомимся с самыми разными способами анализа полученных данных. Очень хорошо мне запомнился базовый и при этом углубленный курс нейронауки – это серьезная биологическая "встряска" для тех, у кого "гуманитарное мышление". А кроме него были как вводные курсы (даже матанализ), так и курсы на выбор по различным областям когнитивной науки: про память, про внимание, по психогенетике и т.д.

Что будет предметом Вашей магистерской диссертации?

Мне кажется, у меня очень интересная тема для диссертации. Я вообще занимаюсь метапознанием: это "познание нашего познания", процессы мониторинга и контроля нашей познавательной активности. Если когнитивное – это про успешность решения математической задачи, то метакогнитивное – про то, что мы чувствуем, решая эти задачи, как выбираем оптимальные стратегии, как и почему их меняем. Я хочу посмотреть, как чувство сложности ("мне это сложно сделать!"), вызванное трудностью в распознавании информации, может повлиять на разные виды мышления, от логического до креативного.

Что бы Вы хотели пожелать студентам и преподавателям в День психолога?

Самое важное и универсальное пожелание – это здоровья! Психологи знают, что здоровье – это не только про отсутствие какого-то физического заболевания. Здоровье бывает еще и ментальным, и в наше непростое время его очень важно уметь сберечь. Студентам хочется пожелать, чтобы им учиться было, прежде всего, безумно интересно. Если горят глаза от того, чем ты занимаешься, то любые сложности по плечу. Еще желаю победить прокрастинацию – учеба в Вышке состоит из вечных дедлайнов, а ведь еще хочется думать о чем-то, кроме учебы, так что навык все делать вовремя и не откладывать на потом кажется необходимым и очень полезным. Коллегам-преподавателям хочу пожелать, чтобы студенты с огромным желанием приходили на учебу, чтобы радовали своей вовлеченностью, активностью и живостью ума, а еще чтобы у нас всех не было профессионального выгорания! Ну и чтобы ОПА удачно проходилась, СОП был приятным, а надбавки легко бы выигрывались :) Всем всех благ!