• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Самотрансценденция как предпосылка возникновения состояния потока

Презентация магистерской диссертации Анны Малютиной (научный руководитель - Евгений Николаевич Осин).

На последнем заседании лаборатории Анна Малютина представила своё исследование по теме «Самотрансценденция как предпосылка возникновения состояния потока». Научным руководителем исследования является Евгений Николаевич Осин, старший научный сотрудник нашей лаборатории. 


Феномен потока как состояния вовлечённости в деятельность, которая приносит наслаждение, был описан М. Чиксентмихайи (1973) и изучен во многих исследованиях; относительно недавно Чиксентмихайи и Накамура (2002) предложили гипотезу о важности смысла для возникновения и поддержания состояния потока. В экзистенциальном анализе и логотерапии используется понятие самотрансценденции, понимаемой как устремлённость личности в мир, к поиску и осуществлению смысла (В. Франкл). Это понятие было операционализировано А. Лэнгле и коллегами в шкале экзистенции (Langle, Orgler, Kundi, 2003). Нами было предпринято квазиэкспериментальное исследование, чтобы проверить гипотезу о том, что самотрансценденция как личностная черта и ситуативная доступность смысла фасилитируют состояние потока.

 В исследовании приняли участие 82 студента 1-2 курсов факультета психологии, которые заполнили шкалу экзистенции (уровень самотрансценденции определялся по медиане: высокий и низкий). Студенты были поделены на 2 группы, которые выполняли творческое задание (решение социальной проблемы в малых группах 3-4 человека) с осмысленной инструкцией (проблема России) и нейтральной инструкцией (та же проблема в воображаемой стране). После решения задачи студенты заполняли батарею опросников. Зависимыми переменными были показатели потока, переживания ситуативной осмысленности и качества времени, а также творческая продуктивность малых групп (по независимым оценкам 3 экспертов).


В двухфакторном дисперсионном анализе эффекты самотрансценденции и её взаимодействия с типом инструкции оказались значимыми (p<.05): студенты с высокой самотрансценденцией находили больше смысла в деятельности и получали от неё больше наслаждения, особенно в ситуации нейтральной инструкции. Креативная продуктивность была связана лишь с типом инструкции: решения, которые студенты предлагали в ситуации осмысленной задачи, были менее оригинальными, но более реалистичными, по сравнению с нейтральной задачей.

Результаты говорят о том, что люди с высокой самотрансценденцией более склонны входить в состояние потока во время творческой деятельности и легче находят в ней смысл. Можно предположить, что способность личности обнаруживать смысл и наличие готового смысла в ситуации являются взаимодополняющими факторами. Планируются новые исследования для проверки этой гипотезы.