• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: детерминанты и индивидуальные различия

Доклад Лебедевой Анны Александровны, научного сотрудника лаборатории.

Доклад Лебедевой Анны Александровны посвящен исследованию субъективного благополучия и личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Анна любезно предоставила для публикации на странице лаборатории презентацию и краткие тезисы своего доклада.

 

  Лебедева А.А. Доклад ВШЭ.ppt

 

Диссертационное исследование носит как теоретический, так и прикладной характер, и касается изучения роли организации индивидуальных особенностей личности в формировании субъективного благополучия лиц с ОВЗ.

В психологии все еще преобладает клинический подход к изучению людей с инвалидностью, который сосредоточен, главным образом, на негативных аспектах качества жизни лиц с ОВЗ. Практически нет исследований, рассматривающих инвалидность с позиции позитивного психологического функционирования, с точки зрения роли личности в этом процессе позитивного развития-саморазвития.

Результатом этой работы личности в изменяющихся внешних условиях многими исследователями признается субъективное благополучие. В понимании субъективного благополучия мы опираемся на концепции западных психологов и рассматриваем благополучие как многогранный феномен, несводимый к одним только результатам оценки субъекта своей жизни. Мы предполагаем его ресурсную роль в функционировании личности. Под субъективным благополучием  понимается результат оптимального функционирования позитивных личностных ресурсов, выражающийся (измеряемый) в показателе удовлетворенности жизнью.

Данное исследование проводилось на базе Лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ Института интегративного (инклюзивного) образования МГППУ. В течение трех лет нами были опрошены студенты, обучающиеся факультете Информационных технологий и в Социально-педагогическом колледже МГППУ. В исследовании приняли участие в общей сложности 444 человека, 136 из которых – лица с ограниченными возможностями здоровья (имеют ту или иную степень инвалидности). Мы не ставили перед собой задачу дифференциации студентов по типу инвалидности, т.к. объектом нашего исследования выступала для нас сама личность и ее особенности. Среди испытуемых с ОВЗ были ребята с ДЦП, слабовидящие и слабослышащие, а также небольшой процент студентов с соматическими болезнями.

Основные результаты исследования:

1. Важнейшим фактором субъективного благополучия лиц с ОВЗ является сама личность и ее позиция по отношению к инвалидности. Именно личность, принимая «вызов инвалидности», делает ограниченные  возможности здоровья ресурсом развития.

2. В обеих исследуемых группах выявлены устойчивые взаимосвязи между показателем удовлетворенности жизнью и личностными особенностями, относящимся к ресурсам устойчивости. Существуют общие для обеих групп типы совладания с жизненными трудностями. Специфичным для лиц с ОВЗ является то, что неудовлетворенность жизнью сопутствует применению стратегий сдерживания и принятия.

3. Фактор ограниченных возможностей здоровья снижает уровень удовлетворенности жизнью, а также самоэффективность,  вовлеченность и число жизненных целей испытуемых. Лица с ОВЗ чаще прибегают к использованию копинг-стратегий мысленного ухода и планирования, а также имеют более высокие показатели посттравматического личностного роста в сфере изменения отношения к другим людям. Это влияние определяется, в первую очередь, результатами, полученными на женской выборке лиц с ОВЗ.

4. Результаты регрессионного анализа показывают, что удовлетворенность жизнью является особым инструментом саморегуляции – проявляет себя не только как результат жизнедеятельности, но и как «точка отсчета», как особый личностный ресурс, в том числе для человека с ограниченными возможностями здоровья.

5. Системы организации личностных особенностей лиц с ОВЗ и условно здоровых испытуемых имеют общие «реперные точки». Наряду с общими внутренними взаимосвязями нами были выявлены специфические особенности организации  личностных ресурсов устойчивости и изменчивости, сутью которых является особая архитектоника саморегуляции личности лиц с ОВЗ, выстроенная «в обход» последствий инвалидности. Результаты диссертационного исследования дают основания говорить об «обходных путях» развития личности, а также об «обходных» формах организации системы личностных ресурсов устойчивости и саморегуляции.