Я расскажу свою историю: записки персонолога
Дорогие друзья и коллеги! Хочу рассказать вам свою историю. Как-то совершенно случайно я оказалась на Зимней школе НИУ ВШЭ. Просто решила посмотреть, что это такое, потому что создала свой научно-образовательный проект. Ничего не знала ни о магистратуре, ни о персонологии. Вообще обучение не входило в мои планы, потому что у меня за плечами была два высших топовых образования, 30 лет успешной карьеры в культуре и просвещении и два действующих амбициозных проекта, которыми я жила и горела. То есть, траектория моей жизни была совершенно определена. Но что-то меня буквально толкало или выталкивало.
А занималась я, и продолжаю заниматься, изучением феномена Счастья – самым интересным, грандиозным и «безнадежным» делом, которое человек может себе избрать. Эта тема обречена на скепсис и разного рода «пожимания плечами», но сердцу не прикажешь. Так или иначе, я чувствовала себя довольно одиноко на этом невспаханном поле, которое одновременно есть и поле возделывания, и поле битвы, но оставлять его не собиралась.
И вот я слушаю выступления на Зимней школе. Все очень достойно и интересно. Вдруг магистрант первого курса, совершенно замечательный, обаятельный молодой человек Никита (сейчас он уже аспирант, и мы дружим) говорит, что пишет магистерскую диссертацию на тему счастья. Меня просто ударило. Это как будто бы встретить обитаемый космический корабль на просторах вселенной.
Дальше все стало развиваться, как и положено, волшебным образом. Никита посодействовал в знакомстве с основателями нашей программы Еленой Борисовной Старовойтенко и Вадимом Артуровичем Петровским, и я поняла 3 вещи: что это настолько «мои» люди, что я просто их люблю; что то, что они создали, настолько огромно и уникально, что я хочу остаться с ними и учиться у них; что открывается какая-то новая дверь в моей жизни, в которую нужно войти. Просто, с доверием, без всяких условий, прагматических ожиданий и без всякого понимания того, что это означает практически, и чего это потребует от меня, нужно совершить прыжок, и… я здесь.
Теперь, анализируя этот шаг уже как исследователь, я понимаю, что это было тем явлением, властно и всерьез определяющим ход нашей жизни, которое можно назвать «удар красотой». Это была красота Встречи в самом широком понимании и значении.
Кризис
Итак, первый курс. Начало путешествия. Плывём. Успешная предсказуемая жизнь с осознанием своих достижений и значимости остаётся за бортом – все это такое гигантское, что и в лодку не вмещается, и потопить может. В общем, хочешь-не хочешь, надо выбросить. Чувствуешь себя налегке, попеременно – то первоклассником, то новобранцем. Оказывается, учиться – это еще похлеще, чем работать. По крайней мере навыки утонули вместе с тем, что было выброшено за борт.
Нешуточные вихри перегрузок и сложностей открывающегося мира сбивают с ног.
Сверху заливает сопротивлением и жалостью к себе.
В лицо бьет перфекционизм и желание хоть что-то контролировать.
Нежелающая вмещаться в голову информация, слепившись острым комом, выбила пробоину.
Шквалом обрушиваются обязательства и проблемы из «прошлой жизни».
В общем, пережив все симптомы морской болезни и приобретя сноровку выживания в условиях шторма, мало-помалу начинаешь учиться ходить под этими парусами. Впереди маяк новой жизни. Рядом дающая и поддерживающая рука учителя. Солнечные блики вдохновения от открытия нового веселят и согревают. Уж не так и страшны эти штормы, в них есть что-то величественное и преобразующее.
Я утвердилась в мысли, что мы путаем счастье с уютом или, что еще хуже, с идолом нашего времени комфортом, в то время как нам нужно что-то, что заставляет нас чувствовать себя живыми, в том числе и кризис.
Точка бифуркации
Изрядно потрепанные, но не побежденные, закаленные солеными ветрами опыта, поджарые и постройневшие по причине того, что обычная жизнь с ее странной привычкой ко сну и еде уступила место экзаменам и написанию курсовой, мы в целом очень довольные собой добрались до конца учебного года. Еще раз прочитав после защиты свою выпускную работу (уж не знаю зачем, по инерции, наверное), я с удивлением обнаружила, что не знаю, кто и как это написал, но прониклась уважением и поняла, что нужно в отпуск.
Собрала рюкзак и отправилась в поход в горы, реки, степи, леса и озера, заселяющие хакасскую землю.
Затихнув и онемев перед непостижимым величием и пронзительной красотой, оказавшись в пространстве первозданных смыслов и замыслов, прочувствовав масштаб человека относительно огромности, суровости и нежности открывшегося мира, я обнаружила, что во мне произошла какая-то перемена.
Мой ум и сердце как бы обнажились и стали восприимчивы к тому, что раньше казалось обыкновенным или невидимым, и новизна этого ощущения и самой жизни нахлынула и зазвенела как горные водопады и ручьи.
К этому необычному и очень волнующему состоянию, полученному вследствие очередного «удара красотой», примешивалась смутная тоска, сродни той, когда по кому-то скучаешь. И пришло то, что я меньше всего ожидала в данных обстоятельствах: я поняла, что мне хочется как-то внутренне поговорить, прислониться, соотнестись – с чем бы вы думали? С «моей наукой». То есть, я осознала, что она реально существует как мой друг, и этот друг мне нужен. Это было довольно обескураживающее открытие, особенно учитывая то сопротивление, которое погружение в эту науку вызывало. Я приняла тот факт, что, наверное, я персонолог, и всегда им была, даже до того, как знала, что это такое, с облегчением поверх всех очков надела очки персонологические, и успокоилась. И действительно стало лучше видно.
Персонологическая сборка: от идентичности к самотождеству
Быть персонологом – это способность выйти за рамки общепринятого и увидеть скрытые взаимосвязи, это навык интегрального мышления, это встреча с собой.
Мы живем во времена культа прагматизма и в культуре достижения предельного благополучия.
Цена, которую мы за это платим – выматывающая гонка за успехом; необходимость соответствовать неким стандартам, ожиданиям и требованиям, то есть, чужим сценариям; чувства, заключенные в броню скепсиса или равнодушия из-за страха уязвимости и разочарований; скудость предсказуемых желаний; одиночество и разобщенность; постоянный стресс и кризис. Список не полный.
В целом жизнь понимается как коллекция достижений, которую нужно предъявить, чтобы в конечном счете получить от этого пользу, а также потребление максимального количества благ, комфорта и удобств.
А что происходит с теми, кто не коллекционер по природе, или считает, что его достижения не выдерживают сравнения с другими, или не достойны того, чтобы их повесить на стену в эффектной рамке, или считает это несущественным, или просто глупым? Что с теми, кто не гедонист и ищет смысла жизни? Надо же как-то выживать, приспосабливаться, что означает или соглашаться с правилами игры, или идти против, или создавать свои правила.
Обычно сначала мы соглашаемся с теми способами проживания жизни, которые приняты в культуре и социуме, включая необходимость себя выгодно презентовать, вмененную в обязанность.
Но насколько мы чувствуем себя живыми в такой модели, и где в этом всем мы-настоящие?
Ответ на этот вопрос лежит в поле поиска самоидентичности – понимания того, кто я, каковы мои ценности, истинные желания, потенциалы, ограничения, и принятия себя таковым, каков я есть.
Одна из составляющих счастья, возможно самая значительная – это проживание именно своей жизни, а не чужой (навязанной чужими сценариями и требованиями). Персонология это обозначает как самотождество (быть тождественным, равным и верным себе).
Персонология — это метод раскрытия индивидуального проживания жизни, в основе которого лежит выход за пределы теории и феноменологии за счет культурно-герменевтического расширения. Персонологу присущи потребность найти многомерные связи между явлениями жизни, способность к осмыслению, анализу и синтезу личности, навык расширения горизонта знания и их имплементация.
Путь к себе и встреча с собой истинным всегда очень многотрудны и связаны с внутренними конфликтами и кризисами. Тут не обойтись без помощников, которых мы и находим в персонологии – науке о личности и для личности.
Что это за помощники?
Во-первых – это инструментарий самопознания, самопревозмогания, самопреобразования.
Во-вторых – конструирование новых трансформирующих идей, позволяющих посмотреть на себя и свою жизнь другим взглядом.
В-третьих – это психологическое и мировоззренческое персональное просвещение.
Мы уже подходили к теме кризиса, который, по моему убеждению, наряду с персональными ценностями, является воротами в жизненное пространство счастья.
Желание выйти из кризиса и собственный опыт его преодоления являются для человека той внутренней реальностью, той причиной, которая позволяет ему рассматривать счастье не как мечту, а как задачу, цель и способ проживания жизни.
Страшнее, чем жизнь в кризисе, может быть только жизнь в кризисе без смысла. Желание и твердое намерение быть счастливым этот смысл дают. Другой вопрос, что мы понимаем как собственное счастье, из чего оно складывается конкретно для нас в этот период проживания нашей жизни.
Кризис – наш союзник. Удачно пройти кризис, это не только выжить, но и что-то создать. В том числе себя-нового.
Это работает на всех уровнях - и на личностном, и на уровне бизнеса, и на социальном, на государственном и даже глобальном. Чрезвычайно ценные вещи вошли в цивилизацию не в благополучные времена, а именно в кризисные, когда появились люди, которые, пройдя через них сами и проведя других, принесли новые смыслы, идеи, технологии, ценности.
Выход из кризиса – один из основных запросов и в психологическом консультировании, и в собственной жизни, в которой кризисов не избежать.
Исследуя этот круг вопросов, я еще более утвердилась в своей идее создания счастье-ориентированного подхода в психологической практике.
В консультативной работе нет запроса на счастье. Запрос состоит в решении локальных проблем, а работа строится в направлении преодоления "несчастья". У психолога и клиента отсутствует «взгляд сверху», понимание «верховной» цели, нет ни карты, ни маршрута.
Если мы будем рассматривать счастье как цель и как область научно-практического знания, то счастье-ориентированный подход выступает моделью и становится инструментом наращивания компетенций по достижению счастливой жизни, основанной на ценностных установках, и достижению самотождества.
Я и Другой. Пространство Встречи
Наша жизнь невозможна и бессмысленна вне отношений с другими людьми, вне со-воздействий, со-зависимостей и со-бытия с ними. Самые удивительные и прекрасные вещи происходят с нами благодаря Встрече. Правда и самые разрушительные тоже.
Я (личность) и Другой (значимая другая личность) – два стержня, вокруг которых происходят все события, все бытийные процессы, и которые фундаментально изучаются и осмысливаются в персонологии. Конечно, и в философии, педагогике, теологии, искусстве – тоже, но это не только не противоречит персонологическому взгляду, но наоборот, его обогащает, так как, наверное, это единственная модель познания личности, которая не замыкается в себе и на себя, но распахнута вовне, ориентирована на синергию и взаимоусиление всех наук, имеющих «личность» в фокусе своего интереса.
В своем путешествии я задалась внутренним вопросом: почему люди, будучи в горах, оказавшись, казалось бы, один на один с мирозданием, вместо того чтобы затихнуть в трепете, шумят, смеются, едят, в общем, суетятся, а вместо того, чтобы впитывать огромность и красоту – постоянно фотографируются. И я поняла, что смотреть на мир и других людей через экран, через что-то, что отражает и разделяет, в данном случае экран телефона, наверное, удобнее, а может быть и безопаснее.
Это зеркало, через которое мы и смотрим, и одновременно смотримся в него сами (как мы выглядим, как нас воспринимают, какое впечатление мы производим). То есть мы видим только проекцию, а не саму полноту.
Мы боимся настоящей Встречи. Она волнует, восхищает, окрыляет, но и тревожит, заставляет человека забыть о себе, как будто бы потерять и себя, и контроль, и ощущение времени. Этому забвению и растворению сопротивляется наше эго.
Есть семьи, в которых люди десятилетиями живут вместе, а настоящего контакта никогда не произошло, то есть они друг друга так и не встретили. Вместо этого происходит парад красующихся эго или битва между ними. Вместо чуткости – морализаторство, вместо понимания и принятия – учительство, вместо близости – нормы или запреты, и, как правило, много слов. Слова – это то место, в котором должна была произойти Встреча. Перед большим мы немеем.
Глубинная Встреча требовательна и непредсказуема. И к ней нужно быть готовым. Ее нельзя организовать, спланировать, внести в расписание. Она может только случиться, сбыться, и это решаем не мы. Все что можем мы – это не уклоняться от нее, отдаться ей, то есть быть открытыми, проницаемыми, в этом смысле уязвимыми.
Но мы привыкли возводить оборонительные стены и перед тем, что нам хорошо известно, и, тем более, перед неведомым.
Но все же есть вещи, от которых мы не хотим защищаться: любовь, красота, дружба, вдохновение. Здесь уязвимость выступает как возможность пробивания брони защит – это инструмент, позволяющий открыть чувствительность, доверие и дружелюбность к миру, восстановить утраченные с ним связи. Тогда возникает диалог, основанный на обретенной способности быть внимательным к происходящему, слушать и слышать, смотреть и видеть – и восторг удивления перед открывшейся новизной жизни обрушивается свежим ливнем.
Я-неизвестное
Встреча, или точнее сказать поражающая нас встреча (здесь имеется в виду и удивление, и пронзённость, и опрокинутость ею) приводит в действие механизм осознания нового себя в пространстве нового мира (до Встречи он не был новым) и запускает цепь событий, в которых мы себя еще не знаем.
Мы можем развивать потенциалы и конструировать жизнь, можем буксовать в стагнации и застревать в дефицитах, можем идти к мечте, можем сдаться, можем ставить большие цели, можем научиться быть счастливыми в настоящем – встреча открывает двери; как и с чем мы входим в них, входим ли вообще, в очень большой степень зависит от нас.
И здесь мы вплотную подходим к теме авторства своей жизни, где решающими являются творческая энергия, энергия созидания и мужество быть собой.
Подводя итог своим размышлениям, я бы хотела выделить несколько эго-достояний, являющихся, с моей точки зрения, важными вехами пути к счастью.
Из состояния Взрослого
Масштабность желаний
Нерациональность чувств
Глубина знания
Мужество быть собой
Осознание величия трагедий
Преобразующая сила кризиса
Триумф преодоления
Празднование опыта
Мудрость принятия людей и событий
Немота перед большими вещами
Из состояния Ребенка
Уязвимость перед красотой
Нежность открытого сердца
Слезы восторга
Слезы сопереживания
Трепет восхищения миром
Внимательность и чуткость к опорам, на которых можно строить жизнь
Вдохновение благодарности
Вместо заключения
Возвращаясь к началу истории, хочу сказать, что два года на этой программе – это и странно мало, и чрезвычайно много. По сути, это и есть новая жизнь и целая жизнь одновременно. Это не журчащий ручеек, а океан возможностей с большими волнами, на которых можно научиться развивать скорости серфингиста.
Здесь создана удивительная внутренняя погода, атмосфера свободы и дружественности.
Мы получаем возможность изучать именно то, что нам важно, интересно и ценно, быть творцом, исследователем и практиком, право не понимать, двигаться в своем темпе, делать ошибки, спорить, возможность быть собой, и при этом быть принятым.
С чем бы человек сюда ни пришел, с какой бы внутренней задачей, он получит максимум, столько, сколько сможет взять.
Здесь все устроено так, что помимо собственно учебного процесса (максимально интенсивного) существует еще «пространство между», то, что обозначено как пунктир и вектор возможностей.
Здесь ты получаешь не только профессию, сертификаты, знания - много и всерьёз, но и еще новый объемный взгляд, определяющий и высвечивающий те грани жизнепонимания и жизнеустройства, которые раньше были скрыты.
Ты становишься больше, мир становится больше, интерес к жизни становится больше, отношения с людьми становятся больше, твой потенциал становится больше.
Это – мастерская по выращиванию крыльев.
Исаева Анастасия Николаевна
Центр фундаментальной и консультативной персонологии: Старший преподаватель
Старовойтенко Елена Борисовна
Центр фундаментальной и консультативной персонологии: Руководитель центра