• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

3 ноября 2023 г. состоялось очередное заседание научного семинара НУГ "Психология организационной коммуникации".

С докладом на тему "Цифровая трансформация организационной коммуникации как предиктор синдрома выгорания" выступила сотрудница НУГ, студентка 4 курса ОП "Психология" НИУ ВШЭ Ангелина Лоухина.

В своем докладе Ангелина рассказала о замысле и результатах эмпирического исследования, посвященного поиску связи между цифровой трансформацией коммуникации в организации и синдромом выгорания сотрудников.

Необходимость быть на связи с коллегами создают ощущение постоянного напряжения и недостатка времени для отдыха и восстановления. Сотрудники ощущают необходимость отвечать на сообщения и запросы независимо от времени суток. Следствия: отсутствие границ между работой и отдыхом.
Особенности онлайн коммуникации, такие как ограниченные невербальные сигналы и отсутствие непосредственного контакта, могут приводить к ухудшению качества коммуникации и возникновению недопонимания. Следствия: повышенный уровень стресса, эмоционального истощения (особенно в конфликтных/сложных ситуациях).
Повышенная усталость, вызванная частым использованием видеоконференций и других цифровых средств коммуникации. Видеозвонки требуют высокой концентрации и умственной нагрузки, сотрудники должны активно воспринимать информацию и удерживать внимание. Следствия: быстрая утомляемость, истощение психофизиологических ресурсов, что способствует развитию выгорания.
Психологические аспекты: отсутствие непосредственного контакта и ограниченные возможности для создания эмоциональной связи между коллегами могут приводить к ощущению социальной изоляции и отчужденности. Недостаток поддержки и понимания со стороны коллег также может усугублять ощущение эмоционального истощения и негативно влиять на психологическое благополучие сотрудников.

Основные результаты эмпирического исследования:

средние и медианные значения нашей по шкалам выгорания соответствуют средним значениям MBI.

● выгорание согласуется с использованиемкоммуникативных приложений в телефоне(положит корр)
● выгорание не согласуется с использованием ПК/ноутбука для коммуникации 

Формат работы – со сложностями использования средств цифровой коммуникации (чем более удаленный формат работы, тем больше сложностей), сложности не влияют на выгорание

Есть различия в корреляции деловой коммуникации с коммуникацией через телефон (нет связи)  в сравнении с ПК (есть связь).

Вывод: цифровая трансформация коммуникации в организации не оказывает значимого влияния на выгорание сотрудников, по большей части работающих очно. При этом использование мессенджеров на телефоне и других приложений для коммуникации все-таки имеет не сильную связь с выгоранием.

Почему может влиять на выгорание коммуникация с помощью телефона? Оповещения (всплывающие уведомления, вибрация), сложности с разграничением личных/рабочих месседжеров, нет временных регламентов для сообщений

Дальнейшие исследования . Чтобы нивелировать организационные факторы,  необходимо провести исследование в одной определенной компании с единой корпоративной культурой, распространяющейся на всех сотрудников. Брать выборку с преимущественно удаленным/гибридным графиком работы.


Доклад вызвал большой интерес и множество вопросов у участников, побудив их к последующей оживленной дискусии.


Презентация к докладу (PDF, 423 Кб)