• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женщины в публичном пространстве Дагестана: традиция, религия и модернизация

Постоянный семинар лаборатории

Женщины в публичном пространстве Дагестана: традиция, религия и модернизация

Докладчики: А.Р. Шишкина, Л.М. Исаев, Е.А. Иванов, научные сотрудники НУЛ мониторинга рисков социально-политической дестабилизации (НИУ ВШЭ. Выступление: «Женщины в публичном пространстве Дагестана: традиция, религия и модернизация».

Дискуссанты: А.В. Коротаев (НИУ ВШЭ), С.Ю. Малков (МГУ), К.В. Мещерина (НИУ ВШЭ), И.А. Медведев (РАНХиГС), Е.В. Воронина (МГУ), Д.М. Романов (НИУ ВШЭ), Н.В. Хохлов (НИУ ВШЭ), С.Г. Шульгин (РАНХиГС), А.С. Ходунов (РГГУ), Сойер Патрик Скотт (НИУ ВШЭ)

Фокус доклада направлен на изучение того, как общественно-политические процессы влияют на роль и положение женщин в системе социальных отношений в Дагестане. В частности, исследуются факторы, способствующие включению дагестанских женщин в публичное пространство, особенно на фоне участившихся протестных акций, в которых отмечается растущее участие со стороны женщин.
Исходя из бурдиевистской оппозиции «приватное-публичное», изучению в данном случае подлежат факторы, способствующие переходу женщин из «женского» (приватного) в «мужское» (публичное) пространство, либо, наоборот, препятствующие такого рода социальным перемещениям. Авторы приходят к выводу, что если исторически активное включение женщин в публичное пространство для разрешения конфликта в Дагестане было явлением нередким, однако носило скорее характер исключения и было связано с серьезными проблемами для рода или поселения в целом, то в последние десятилетия наблюдается рутинизация этих практик, т.е. женское участие в публичных акциях принимает постоянную форму и воспринимается всеми сторонами конфликта как приближенное к мужскому и даже в тех или иных аспектах обладающее большим мобилизационным и протекторным ресурсами по сравнению с последним. 
Процессы урбанизациии и связанной с ней внутренней миграции, возможность получать образование, обращение к новейшим средствам коммуникации и передачи информации и т.д. выступают факторами, стимулирующими включение женщин в публичное пространство, в том числе в форме протестов. В то же время, сохраняющиеся консервативные установки общества, а также растущая религиозность в постсоветское время негативно сказываются на этих процессах.