• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Вышки изучили исламское образование в Дагестане

В рамках проекта «Открываем Россию заново» с 23 июня по 3 июля студенты московского и петербургского кампусов посетили республику Дагестан с целью изучения исламского образования в регионе. Исследование проводилось под руководством сотрудников НУЛ мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Факультета социальных наук Леонида Исаева, Алисы Шишкиной и Евгения Иванова, а также Департамента востоковедения и африканистики Евгения Зеленева и Марии Солощевой.

Задача, которую ставили перед собой участники экспедиции – изучить подходы и методики преподавания, выявить специфику обучения, понять место исламских вузов в общероссийской и республиканской образовательной системах, а также определить существующие трудности, связанные с реализацией исламских образовательных инициатив в регионах России.
Исследовательская экспедиция в Дагестан оказалась очень интересным и продуктивным проектом. Благодаря ей, я смог познакомиться с красивым и самобытным регионом России и своими глазами увидеть, как устроено исламское религиозное образование. Такая поездка – полезный опыт, как для человека, который хочет больше узнать об исламе и жизни в исламских регионах, так и для начинающего специалиста в области социальных наук. В силу этого, для меня данный проект стал отличным подспорьем для будущих научных работ. Полевые исследования являются неотъемлемой частью академической деятельности, поэтому экспедиций, подобно этой, должно быть только больше.  (Егор Файн, студент, 3-й курс образовательной программы «Политология»).

Делегации из НИУ ВШЭ был оказан радушный прием и всесторонняя поддержка со стороны республиканского Министерства по национальной политике и делам религий, Министерства образования и науки и Муфтията республики Дагестан. Встречи с духовным лидером Дагестана - Ахмадом-хаджи Абдулаевым, вице-премьером и министром образования республики  Уммупазиль Омаровой  и министром по делам национальностей и религии  Энриком Муслимовым  задали общий рабочий тон экспедиции.  Общение с представителями как светских, так и религиозных ведомств, отвечающих за вопросы образования, позволило выявить лакуны в вопросах взаимодействия двух систем и предложить подходы к решению существующих проблем.

География экспедиции оказалась широкой, а программа насыщенной: исследовательская группа посетила Махачкалу, Каспийск, Буйнакск, Хасавюрт, Кизилюрт, Дербент и аул Новый Чиркей. При посредничестве руководителя Департамента образования Муфтията РД Абакара Халунова и сотрудника Управления по делам религии Министерства по национальной политике и делам религий РД Магомеда Магомедова исследовательская группа, встретилась с ректоратами и преподавательскими составами всех действующих в Дагестане исламских высших учебных заведений, а также провела опросы и интервью преподавателей исламских университетов о существующих трудностях при получении высшего образования, перспективах трудоустройства и их взглядах на современное положение ислама в России и на Кавказе.
Я давно мечтала съездить в Дагестан, и благодаря Вышке мне  удалось не только погрузиться к в культуру  одной из самых интересных и красивых республик нашей страны, но и приобрести практические знания по  сбору и работе с данными для исследований. Ещё очень важным для меня   в этой поездке был состав  нашей экспедиционной группы. Студенты и преподаватели были из разных направлений Вышки, что,  на мой взгляд, ещё больше обогатило полученный нами опыт, так как в ходе экспедиции мы  узнавали очень много  друг от друга. (Диля Карамова, студентка, 1-й курс магистерской программы «Бизнес и политика в современной Азии», ВШЭ – Санкт-Петербург).

При этом исследовательская часть экспедиции началась за несколько дней до выезда в Махачкалу. Известный исламовед, уроженец Дагестана, профессор МГИМО Ахмет Ярлыкапов поделился своим опытом работы в “поле”, помог участникам проекта сформировать базовое представление об исламе в Дагестане и ответил на вопросы студентов. 

Далее студентам предстояло опробовать свои знания и навыки на деле, с чем они успешно справились. В ходе экспедиции при проведении глубинных полуструктурированных интервью (средней продолжительностью 30-40 минут) экспедиционной группе удалось собрать ценный материал не только об образовательном процессе, но и о том, как исламское образование влияет на мировоззрение обучающихся, какие представления о мире они разделяют, как это влияет на социально-политическую ситуацию в Республике.
Мне было очень интересно погрузиться в практическое изучение такой темы, как исламское образование в Республике Дагестан. Наша делегация имела возможность ознакомиться с учебными программами исламских ВУЗов, пообщаться со студентами и преподавателями. Всё это помогло мне приобрести бесценный опыт, который, надеюсь, поможет мне в будущем. Эта поездка была также действительно отличным способом открыть для себя Дагестана заново. (Мир-Али Аскеров, студент, 3-й курс, образовательная программа «Востоковедение и африканистика», ВШЭ – Санкт-Петербург).

Проведенные интервью обнаружили ряд сложностей, с которыми сталкивается исламское просвещение в Республике. Исследователи из НИУ ВШЭ отметили разницу в финансировании образовательных центров, что сказывается как на материально-техническом обеспечении образовательного процесса, так и на количестве преподавателей и объеме преподаваемого материала. Несмотря на то, что все исламские вузы имеют лицензию на образовательную деятельность, ни один не имеет федеральной аккредитации, поскольку для религиозных дисциплин по-прежнему не разработан единый стандарт образовательных программ и преподаваемых дисциплин. 

Особенности в подходах к обучению в различных районах  Дагестана создают сложности при попытках унифицировать образовательный процесс и выработать стандарты обучения в исламских образовательных учреждениях, что является необходимым шагом для их дальнейшего развития и вывода на уровень конкурентоспособной школы подготовки богословов и теологов, что является одной из важнейших целей политики Муфтията Дагестана.
Это был мой первый опыт ведения исследовательской работы "в поле", и, как таковой, он принёс мне много новых открытий. Это и знакомство с уникальной образовательной системой, ортентированной исключительно на Дагестан и пока что существующей во многом как "вещь в себе", и огромное количество материала, и новые знакомства. Опыт, приобретённый за эти 10 дней, дал много пищи для размышлений над дальнейшим обучением и работой. И хотя этот опыт не всегда был приятен, я ничуть не жалею, что отправился в Дагестан! (Николай Фролов, студент, 2-й курс, образовательная программа «Востоковедение и африканистика», ВШЭ – Санкт-Петербург).

Экспедиция широко освещалась в местных и республиканских СМИ. Более того, и преподавателям, и студентам удалось показать себя не только в роли исследователей, но и в качестве экспертов и спикеров. Особым уважением представители дагестанских СМИ встречали  комментарии  Евгения Зеленева. Леонид Исаев и Евгений Иванов  стали гостями радиопередачи  “Аналитическое бюро” на популярной в Дагестане станции “Ватан”. Молодые специалисты из петербургского кампуса - Илона Чмилевская и Мир-Али Аскеров  поделились своими впечатлениями  о Дагестане на круглом столе в рамках проекта «Человек и вера» на телеканале РГВК «Дагестан». Новость об экспедиции  не обошла стороной  популярный интернет-портал “МЕЛ”, посвященный вопросам образования.

Помимо официальных встреч и “полевых” изысканий студенты имели возможность глубже познакомиться с историей, культурой и природой Дагестана. Во время визита в Дербент состоялась экскурсия по легендарной крепости Нарын-Кала. Также был организован выезд на уникальные природные достопримечательности республики - Сулакское водохранилище и Сулакский каньон.
Эта экспедиция дала не только возможность поработать в новом поле, но и встретиться с другим культурным кодом. Сама по себе тема довольно сенситивная, а тут еще исследователь встречается с местными традициями,  без оглядки на которые невозможно получить то, что его интересует. В результате особенно ценишь то, что в таких условия удается добыть. У нас подобралась классная команда, у ребят были разные бэкграунды. Мне кажется,  это помогло нам со всех сторон посмотреть на основную задачу и справиться с трудностями, которые нас ждали. (Ирина Токмань, студентка, 1-й курс магистерской программы «Комплексный социальный анализ», факультет социальных наук).