Студенческая научно-исследовательская экспедиция "Сирийские беженцы в регионах России: проблемы интеграции. Кейс Республики Адыгея"
Студенты кампусов Москвы и Санкт-Петербурга под руководством сотрудников НУЛ мониторинга рисков социально-политической дестабилизации факультета социальных наук ВШЭ Андрея Коротаева, Леонида Исаева, Алисы Шишкиной и Евгения Иванова, а также Департамента востоковедения и африканистики Евгения Зеленева и Марии Солощевой посетили Республику Адыгея в период с 2 по 12 июля 2018 г. для проведения полевых исследований по проблеме интеграции репатриантов из Сирии в регионах России.
Сирийский кризис показал, что в глобальном мире события в одной его точке могут вызвать неожиданные последствия в другой. Война на Ближнем востоке запустила масштабную волну миграционных процессов, коснувшихся в первую очередь Европы. Для России сирийский конфликт имел последствия не только в военной и геополитической сферах, но и в гуманитарной. Война заставила сирийских черкесов (адыгов) покинуть страну, где этнос проживал последние полтора века. Часть черкесской общины предпочла вернуться на землю предков – в регионы российского Северного Кавказа и Причерноморья (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Краснодарский край).
Осознанность выбора России при возможности миграции в Турцию, Европу и США (которые либо культурно ближе, либо предоставляют лучшие условия для адаптации) говорит о том, что группа адыгов, вернувшихся в Россию, либо имеет здесь родственников, что показывает неразрывность многовековых родовых связей внутри общины, а также особое отношение к земле предков. Количество приехавших оценивается в две тысячи человек, что незначительно по сравнению с количеством беженцев, переселившихся в другие страны Ближнего Востока и Европу. Но и эта группа репатриантов поставила федеральные и региональные власти в сложное положение. На федеральном уровне опасаются того, что в массовом потоке беженцев в страну могут проникнуть радикальные элементы. Региональные власти опасаются роста социально-экономической нагрузки на бюджеты, а также размывания этнического баланса и нарушение сложившегося консенсуса.
Из тех сирийцев, кто выбрал Россию пунктом своего назначения, большинство являются черкесами (под черкесами принято понимать собирательный термин, объединяющий самих черкесов, адыгейцев, кабардинцев и шапсугов), потомками тех черкесов, которые вынуждены были покинуть территории Северного Кавказа и Причерноморья во время Кавказской войны во второй половине XIX в. Следовательно, для сирийских черкесов вынужденое перемещение в Россию - это не столько получение статуса беженца, сколько репатриация, возвращение на историческую родину.
Экспедиция в Карачаево-Черкесию, состоявшаяся в 2017 г., выявила сложности, возникающие при миграции сирийских черкесов в Россию. Исследование позволило заключить, что демографическая динамика у сирийских черкесов выше, чем у кавказских этносов в принимающих регионах. Для Карачаево-Черкесии даже небольшие диаспоры сирийских черкесов могут стать серьёзным фактором в вопросах межэтнической конкуренции. Адыгея в этом плане является примером успешного региона, содействующего возвращению адыгов из Сирии на историческую родину.
В рамках экспедиции в Адыгею были опрошены сирийские репатрианты в Майкопе и аулах Мафэхабль, Панахес, Эфипсип. В Мафэхабле также были взяты несколько интервью у косовских адыгов, для переселения которых поселение было специально подготовлено в конце 1990-х гг. Это позволило сравнить условия переселения, общий политический контекст и проблемы интеграции в обоих случаях – косовского и сирийского кризисов. У студентов была возможность пообщаться с представителями местной администрации, университетов, общественных организаций (в частности, Адыгэ Хасэ, оказывающей помощь адыгским и черкесским переселенцам), а также оценить роль этнической и религиозной идентичности в процессах адаптации и интеграции в принимающее сообщество. Кроме того, в конце визита участники экспедиции встретились с председателем комитета по образованию, науке, делам молодежи, спорту, СМИ и взаимодействию с общественными организациями Т.М. Шовгеновым. В ходе встречи обсуждались результаты экспедиции, наиболее проблемные вопросы, выявленные в ходе полевых исследований, а также совместно были сформулированы рекомендации по дальнейшему улучшению ситуации с сирийскими переселенцами.
Так, проведенные полевые исследования и анализ полученных результатов позволил заключить, что основные трудности, с которыми встречаются переселенцы из Сирии в кавказском регионе, подразделяются на две категории – связанные с языковым барьером и оформлением документов. Зачастую именно наличие людей, говорящих на черкесском либо арабском языке, предопределяло их выбор в пользу республик Северного Кавказа. Еще одним мотивом переезда стало наличие исторических корней и родственных связей в этом регионе.
Особенно языковой барьер становится существенным препятствием для старшего поколения, которое не видит смысла в изучении языка в силу возраста и значительного времени, необходимого на освоение русского языка. Как результат, перспективы устройства на работу для них становятся минимальными и они превращаются в иждивенцев.
Во многом возможность адаптации проживающих на сегодняшний день сирийских переселенцев в республиках Северного Кавказа практически полностью обуславливается отношением к ним со стороны местного населения. Действительно, большинство сирийских семей, находящихся в Карачаево-Черкессии, Адыгее и Кабардино-Балкарии (республиках с черкесским населением) не имеет собственного жилья и проживает либо в домах местных жителей, которые разрешили им там остановиться, либо в жилищах, построенных на средства пожертвований в помощь беженцам и репатриантам из охваченной политическим кризисом Сирии. Этим же определяется и получение доступа к образованию, а также возможность трудоустройства.