• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный круглый стол в Вене

16 апреля 2018 г. Международным центром передовых исследований и сравнительного анализа Россия (СНГ) - ЕС совместно с Дипломатической Академией Вены был организован круглый стол "Россия на Ближнем Востоке: позиции, проблемы, перспективы". В нем приняли участие представители академического сообщества России, Ближнего Востока и стран Европейского Союза. Со вступительным словом также выступили глава департамента Ближнего Востока и Северной Африки Министерства иностранных дел Австрии Томас Надер и известный австрийский дипломат Эмиль Брикс. Своим видением российской политики в отношении стран Ближнего Востока поделился старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ Леонид Исаев

Основное внимание в ходе дискуссии в Международном центре передовых исследований и сравнительного анализа Россия (СНГ) – ЕС было уделено позиции России на Ближнем Востоке. Участники дискуссии пришли к выводу, что как Россия, так и США не имели долгосрочных и последовательных стратегий в регионе Ближнего Востока, а внешнеполитическая повестка обеих стран строилась на основе собственных соображений и интересов.

Американский президент Д.Трамп стремиться позиционировать себя как сильный политик, и ему важно сохранить поддержку своего электората. Аналогичным образом поступает российский президент В.Путин, стараясь оправдать доверие своих избирателей скорее успехами в решении внешнеполитических вопросов, но не внутренних экономических проблем. Главная цель правящей элиты России – иметь равные с США позиции на мировой политической арене.

Во любом случае, возвращение России в регион Ближнего Востока предполагает необходимость при разрешении конфликтов считаться как с ее мнением, так и с мнением тех стран региона, которые заручились ее поддержкой. В то же время, влияние США в этом регионе ослабевает, в связи с чем нарастает беспокойство, до какой степени ближневосточные страны смогут позаботиться о себе в условиях, когда региональные и международные игроки будут разделены все более нарастающими между друг другом противоречиями.

Журналист Константин Эггерт в своем выступлении отметил, что российская политика на Ближнем Востоке во многом обусловлена внутриполитическими особенностями политического процесса в России. Активизация Москвы на ближневосточном направлении по его мнению связана не столько с желанием укрепить свои позиции в этом регионе, сколько попытками наладить диалог с Западом, занимающим приоритетное положение в российской внешней политике.

С ним согласился старший преподаватель департамента политической науки НИУ «Высшей школы экономики» Леонид Исаев, по мнению которого российская политика на Ближнем Востоке на сегодняшний день лишена какой-то четкой долгосрочной стратегии. В этой связи правильнее говорить о наличии стратегических принципов Москвы в данном регионе, среди которых можно выделить три ключевые: прагматизм, оппортунизм, а также желание поддерживать отношения со всеми региональными акторами одновременно. Это в свою очередь обуславливает нейтральную политику России по многим ключевым вопросам на Ближнем Востоке.

В свою очередь Волфганг Пуштзай, председатель консультативного совета Национального комитета по американо-ливийским отношениям, отметил, что на примере Ливии видно, что Россия старается проводить максимально равноудаленную политику, стараясь поддерживать конструктивные отношения со всеми сторонами конфликта. По его мнению Москве удалось выработать сбалансированный подход в отношении ливийского конфликта, чего нельзя сказать о сирийском.

Доцент Института высших исследований Дохи Ибрагим Фрайхат посвятил свое выступление актуальной для региона дискуссии о соотношении стабильности и демократии на Ближнем Востоке. После революции 2013 г. в Египте по его мнению сложилась ситуация, когда стабильность авторитарных режимов для жителей региона стала привлекательнее демократических лозунгов, которые лежали в основе Арабской весны в 2011 г.