• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фокус на Иран: российско-германский круглый стол

6 марта 2018 г. российским филиалом Фонда Ханнса Зайделя при сотрудничестве с НУЛ мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» был организован круглый стол, посвященный Иранской ядерной программе.

В ходе заседания российские и немецкие эксперты затронули вопросы, касающиеся ситуации как в Иране, так в других странах Ближнего и Среднего Востока, где так или иначе сохраняется конфликтная обстановка. Особое внимание было уделено также возможностям расширения германо-российского сотрудничества в рамках реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по обеспечению мирного характера иранской ядерной программы.

На московской встрече немецкие и российские эксперты согласились с тем, что значение Ирана в регионе велико, поэтому очень важно сохранять договоренности с Тегераном, чтобы по крайней мере на ближайшие годы не допустить расширения его ядерной программы.

Андрей Климов, заместитель председателя Комитета по международным отношениям Совета Федерации РФ, выразил надежду, что между Германией и Россией возможно равноправное сотрудничество по Ирану, при этом подчеркнув, что для этого нужно лишь убрать «камни преткновения», которые были в течение последних пяти лет в отношениях двух стран. 

В своих замечаниях о роли и стратегии Ирана в нынешних кризисных районах Ближнего Востока немецкий эксперт Хайди Вальцер указала на центральное геостратегическое положение Ирана в Евразии в силу его общих сухопутных границ с девятью различными государствами. Этот фактор оказывает решающее влияние на внешнеполитические интересы и Тегерана. Хайди Вальцер указала на то, что иранцы весьма гибки в своей внешней политике, действуя подчас весьма прагматично, сохраняя при этой высокий уровень идеологизированности. Основная же внешнеполитическая цель Ирана остается неизменной –  расширение своего религиозного и политического влияния на Ближнем и Среднем Востоке. 

Профессор Рейнхрд Майер-Вальцер из Христианского-социального союза (ХСС) отметил, что с самого начала в перспективе существовало только три варианта решения ядерного конфликта, который возник между международным сообществом и Ираном в 2002 г. Первый — это проведение переговоров с иранским руководством, второй –  запугивание и нанесение военных ударов по территории Ирана и, третий – перспектива превращения Ирана в ядерную державу. Дипломатическое решение было найдено в июле 2015 г., когда между Тегераном и группой «5+1» (пять постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций плюс Германия) был подписан СВПД.

Согласно этому плану, Иран был вынужден серьезно сократить свою ядерную программу, а использовать ядерную энергию разрешалось исключительно под строгим международным контролем. В свою очередь, международные санкции против Тегерана были отменены в начале 2016 г. Хотя план действий является своего рода компромиссом, а не долгосрочным оптимальным решением, тем не менее он вполне приемлем, как подчеркнул Майер-Вальцер, и может стать образцовым решением в урегулировании других конфликтов на Ближнем Востоке.

Леонид Исаев из НИУ ВШЭ указал на важность ядерного соглашения, а его возможная отмена ослабит умеренные силы в Иране и укрепит сторонников ультраконсервативных кругов, поскольку ядерная сделка была одним из главных достижений президента Хасана Рухани. Л.Исаев подчеркнул, что без участия Ирана невозможно найти жизнеспособное решение проблемных «точек» на Ближнем Востоке. 

Политолог Андреас Бок подчеркнул, что Иран пошел на значительные уступки в рамках СВПД, надеясь на улучшение экономической ситуации в стране после отмены санкций, на внутреннюю и внешнюю политическую стабильность, а также признание Тегерана в качестве полноценного политического игрока на международной арене.

Как и Андреас Бок, российский эксперт по Ирану, профессор Владимир Сажин также указал на важность взаимного доверия между Тегераном и группой «5+1».  По оценке Сажина, судьба ядерной сделки теперь находится в руках Германии, Великобритании и Франции. В.Сажин также напомнил, что последствия от одностороннего выхода из СВПД могут быть катастрофическими. Согласно его экспертной оценке, если США и европейские страны пойдут на этот шаг, то вполне вероятно, что нынешнее либеральное и реформистское правительство под руководством президента Рухани будет свергнуто. В этом случае сторонники жесткой линии, скорее всего, смогут прийти к власти и возобновить развитие ядерной программы Ирана с еще большей интенсивностью, чем раньше. Такие государства, как Саудовская Аравия и Израиль, конечно, не потерпят такого развития событий, и будут рассматривать возможность «военного» ответа, что приведет к новым виткам конфликтов на Ближнем Востоке. 

По итогам конференции российские и немецкие эксперты пришли к единой точке зрения в оценке Иранской ядерной программы, ее влияния на ситуацию в регионе Ближнего и Среднего Востока. Стороны также договорились продолжить дискуссию по данному вопросу.


Германский Фонд Ханнса Зайделя