• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный коллоквиум в Женеве

14-15 марта 2017 г. в Женеве состоялся международный коллоквиум «Сирия: представляя мир в стране». В рамках мероприятия обсуждались вопросы, связанные с выработкой решений для большинства заинтересованных сторон, действующих в Сирии, с целью поиска отправной точки на пути укрепления мира в стране. В дискуссии приняли участие сотрудники Научно-учебной лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации А. В. Коротаев и Л. М. Исаев.

Изучение перспектив развития Сирии невозможно без обращения к проектам, учитывающим как макрорегиональную геополитику, так и аспекты местного самоуправления, которые выработались за годы кризиса. С геополитической точки зрения будущее Сирии невозможно без участия местных властей в Дамаске, крупных международных игроков (США, России, Евросоюза), а также региональных держав (таких как Турция или Иран), чьи интересы и повестка дня не только различаются, но и подчас противоречат друг другу. Обсуждение сирийского вопроса именно в таком международном контексте позволит наметить возможные контуры новой стабильности и определить роль внешних игроков в процессах будущего миростроительства.

В аспекте гражданского общества необходимо ориентироваться на местные сирийские реалии, сформировавшие автономные пространства на различных уровнях (в том числе и за пределами Сирии). Опыт, приобретенный ими за годы конфликта в области местного самоуправления и администрирования, невозможно игнорировать при прогнозировании будущих сценариев. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы о том, какие институциональные структуры будут определять восстановление страны и общества в целом, а также какие управленческие практики, накопленные в период кризиса, могут быть использованы для строительства новой Сирии.

А. В. Коротаев в своем докладе осветил возможные сценарии политического развития страны. Наименее стабильным типом политического режима является факциональная демократия. Факциональная демократия это такая демократия, когда размежевание политических сил идет не по линиям типа «правые – левые» или «либералы – консерваторы», а по таким линиям, как «сунниты – шииты», «последователи клана Салехов – последователи клана Ахмаров».

Хороший пример демонстрирует попытка США силой насадить демократию в Ираке. В результате американского вторжения авторитарный режим Саддама был свергнут, а американские оккупационные власти вполне искренне постарались выстроить в Ираке демократический режим. Но демократия в Ираке вполне предсказуемым образом оказалась факциональной, и закончилось все это – в полном соответствии с политической теорией – гражданской войной.

Ввиду колоссального культурного, религиозного, племенного и этнического разнообразия есть исключительно высокие риски того, что формирование демократии в Сирии пойдет именно по факциональной модели. Об этом свидетельствует опыт наиболее культурно близких Сирии стран, Ливана и Ирака. Но главное, что об этом свидетельствуют и события последних лет. Действительно, среди неконтролируемых режимом наиболее боеспособных формирований преобладают именно факциональные формирования, ­ речь идет прежде всего об исламистских формированиях, но также курдских, и в меньшей степени друзских и племенных формированиях.

Одним из главных препятствий для становления унитарной демократической и плюралистической Сирии является курдский вопрос. Более того, уже он делает вероятность становления унитарной демократической и плюралистической Сирии в ближайшем обозримом будущем исключительно маловероятным. Курдские вооруженные формирования (прежде всего вахадат химайат аш-шааб - Отряды народной самообороны) показали свою высокую военную эффективность, в то время как ведущие курдские организации (прежде всего Партия «Демократический союз») не согласны на какой-либо другой вариант, кроме автономии.

Одну из реальных возможностей для становления демократической и плюралистической Сирии дает Резолюция СБ ООН № 2254 в сочетании с наметившимся в последние месяцы российско-турецким сотрудничеством по вопросам сирийского урегулирования. Этот документ описывает наиболее реалистичный сценарий становления демократической и плюралистической Сирии. И хоть какая-то возможность его реализации появилась после российско-турецкого примирения и налаживания российско-турецкого сотрудничества в вопросах сирийского урегулирования.

Реальное проведение в жизнь Резолюции СБ ООН № 2254 потребует серьезных уступок как со стороны режима, так и со стороны оппозиции. Уже само решение представителей этих сторон сесть за стол переговоров в Астане в конце января этого года представляло собой важный шаг на пути поиска выхода из сирийского кризиса.

Доклад Л. М. Исаева был посвящен политическому переходному процессу в стране и вопросу новой сирийской конституции. Межсирийским переговорам в Женеве очень важно было придать новое смысловое содержание, из-за нехватки которого стороны на протяжении десяти месяцев отказывались возвращаться за стол переговоров. По-видимому, восполнить этот дефицит была призвана российская конституционная инициатива, с которой Москва выступила в начале этого года в ходе январской встречи в Астане.

Однако практически все оппозиционные группы выразили категорическое неприятие шага, предпринятого Москвой. Причем, если часть оппозиционеров критиковала конституционный проект по существу, указывая на те или иные положения, которые российский законодатель предусмотрел (или не предусмотрел) в данном документе, то немало оказалось и таких, кто отверг российский проект в принципе, посчитав его просто оскорбительным.

Арабские наблюдатели с удовольствием указывают на беспомощность глобальных акторов в урегулировании местных конфликтов, подчеркивая тщету их прежних попыток насадить на Ближнем Востоке свои конституционные наработки и схемы. Сирийцы в этой связи все чаще ссылаются на провальный, по их мнению, опыт Ирака, с 2003 г. пребывающего в состоянии перманентной нестабильности.

Представитель президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов на днях расценил российский конституционный проект лишь как приглашение к дискуссии, подчеркнув, что этот проект - «не истина в последней инстанции, а попытка собрать воедино общие моменты в подходах сторон».

Вероятно, этим объясняется весьма универсальный вариант предложенной конституции, который представляет собой своеобразный российский манифест идеального сценария для Сирии. Подтверждением чему служит как ее объем -  российский проект почти вдвое короче, ныне действующей конституции, - так и весьма общие фразы, которыми изобилуют практически все статьи потенциального основного закона. В данном случае российский законодатель старался по возможности избежать провокационных формулировок, оставив за скобками многие самые противоречивые аспекты.
В своем выступлении докладчик подробно остановился на некоторых положениях российского конституционного проекта.

 
Подробная программа мероприятия