Публикации
В монографии представлены исследования, проводимые авторами в течение нескольких лет в области психологии потребительского поведения. В исследованиях анализируются факторы потребительской лояльности и лояльности к бренду, а также особенности восприятия российских и зарубежных брендов российскими потребителями. Приведена русскоязычная адаптация опросника для исследования стратегий потребительского поведения, выделены основные стратегии потребительского поведения россиян и описаны особенности их потребительского поведения по сравнению с зарубежными потребителями. Описаны также особенности восприятия брендов людьми с различными стратегиями потребительского поведения.
Для студентов, аспирантов и исследователей, занимающихся проблемами экономической психологии, психологии потребительского поведения и психологии маркетинговых коммуникаций.
В монографии представлены исследования, проводимые авторами в течение нескольких лет в области психологии потребительского поведения. В исследованиях анализируются факторы потребительской ло- яльности и лояльности к бренду, а также особенности восприятия российских и зарубежных брендов рос- сийскими потребителями. Приведена русскоязычная адаптация опросника для исследования стратегий потребительского поведения, выделены основные стратегии потребительского поведения россиян и описаны особенности их потребительского поведения по сравнению с зарубежными потребителями. Описаны также особенности восприятия брендов людьми с различными стратегиями потребительского поведения. Для студентов, аспирантов и исследователей, занимающихся проблемами экономической психологии, психологии потребительского поведения и психологии маркетинговых коммуникаций.
Что такое HR-бренд, и почему компании инвестируют или собираются в него инвестировать? В этой статье мы попробуем дать обоснованные ответы на эти вопросы, основываясь на исследованиях проблематики HR-бренда и практики в этой области.
В учебнике представлена авторская концепция психологии бизнеса как прикладной области психологической науки, в основе которой лежат понимание бизнеса как деятельности и анализ основных составляющих бизнеса: личности субъекта бизнеса, организации как формы функционирования бизнеса и потребите- ля как конечной цели и фактора бизнес-деятельности. Отражены результаты научных исследований авторов в рамках работы в лабо- ратории «Психология бизнеса» НИУ ВШЭ над проектом «Самоопре- деление личности в бизнесе: модели и подходы» в 2010—2012 гг. Для лучшего усвоения материала студентами представлены автор- ские наработки по организации самостоятельной работы студен- тов, в конце каждой главы помещены проектные задания и ана- лиз кейсов, а также инструментарий для работы бизнес-психолога в различных сферах бизнеса, вопросы и задания для самоконтроля и задания-проекты для развития практических навыков. Учебник соответствует требованиям Федерального государ- ственного образовательного стандарта высшего профессиональ- ного образования третьего поколения. Для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Психология» (по магистерской программе «Психология в бизнесе»), а также магистрантов экономических специальностей, изуча- ющих психологические аспекты бизнеса, аспирантов и преподава- телей. Может быть использован предпринимателями и менедже- рами в целях повышения эффективности управления персоналом.
Учебное пособие уникально тем, что предлагает комплексное знание по различным аспектам деятельности психолога в области маркетинговых коммуникаций. В результате освоения материала учебного пособия студент будет знать психологические особенности и закономерности функционирования потребителей на рынке товаров и услуг, уметь анализировать рекламную продукцию, разрабатывать PR-проекты, овладеет методами формирования имиджа и бренда, а также методами исследования и психологической экспертизы продукции маркетинговых коммуникаций. Такое комплексное знание даст выпускнику вуза несомненное конкурентное преимущество на рынке труда.
Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов психологических факультетов, преимущественно профильных магистерских программ, но будет также полезно студентам факультетов рекламы и связей с общественностью, медиакоммуникаций и других, а также специалистам, уже работающим в области маркетинговых коммуникаций. Пособие включает не только теоретический материал, но также практические задания и конкретные методики, которые читатель сможет применить в своей непосредственной работе.
В статье анализируется взаимосвязь внутреннего имиджа организации и приверженности сотрудников. Доказано наличие такой связи, однако подчеркивается, что данная связь опосредуется внутриорганизационными факторами.
The problem of psychological effectiveness of interactive advertising is discussed in the article. Psychological effectiveness of advertising is considered as a psychological attitude, which appears in the evaluation of advertising message by the consumer, and evaluation of object and source of advertising as credible, interesting, useful, and satisfying the consumer’s needs. Trust and proactive position (or personal involvement) are considered as the main criteria of psychological effectiveness of advertising. The purpose of the study was to compare the psychological effectiveness of interactive and non-interactive advertising. The hypothesis was that the psychological effectiveness of interactive advertising was higher. To test the hypotheses, an experiment was conducted. The results of the experiment showed that there were no differences in consumer’s trust to the non-interactive and interactive advertising; however, it was found that interactive advertising contributes into actualization of a more active life position of the respondents, to the higher level of reflection and personal involvement in the advertising scene. We can conclude that the hypothesis about higher psychological effectiveness of interactive advertising was partially confirmed.
В статье анализируется взаимосвязь идентичности потребителя и индивидуальности бренда как фактор приверженности потребителя к бренду. Гипотезы исследования: а) существует связь между идентичностью потребителя и индивидуальностью предпочитаемого им бренда; б) чем выше сходство между идентичностью потребителя и индивидуальностью предпочитаемого бренда, тем выше приверженность потребителя данному бренду. Выборка составила 150 человек в возрасте 18–25 лет. Методы исследования: методика Дж. Аакер для исследования индивидуальности бренда и ее модификация – для исследования идентичности, а также методика Ю.Ю. Бровкиной для выявления уровня приверженности бренду. Результаты исследования: получены высокие корреляции между образом себя и образом бренда по шкалам Мужественность, Утонченность, Эмоциональная яркость, а также высокие корреляции между приверженностью и модулем разницы между значениями образа себя и индивидуальности бренда по этим же шкалам. По шкалам Компетентность и Искренность корреляции оказались ниже, хотя также значимы. Таким образом, гипотезы были подтверждены: а) показано, что существует связь между идентичностью потребителя и индивидуальностью бренда; б) чем выше данная связь, тем выше приверженность предпочитаемому бренду.
В статье представлены результаты исследования особенностей внутреннего имиджа в организациях с различным типом корпоративной культуры.
В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия российских и зарубежных брендов российскими потребителями.
Феномен демонстративного потребления широко распространен во всем мире. С одной стороны, можно объяснить широкую распространенность демонстративного потребления тем, что оно является своеобразным способом справляться актуальной ситуацией, в этом случае оно выполняет функцию повышения уровня психологического благополучия. В то же время демонстративное потребление относится к иррациональному поведению, и связано с негативным влиянием на финансовое состояние человека, и, как следствие, на его психологическое благополучие. Целью данного исследования является изучение взаимосвязи склонности к демонстративному потреблению, установок по отношению к нему и психологическим благополучием у потребителей.В исследовании приняло участие 149 человек, средний возраст 19, стандартное отклонение 2, из них 65-мужского пола.В результате была выявлена отрицательная взаимосвязь между психологическим благополучием и склонностью к различным видам демонстративного потребления, но положительная взаимосвязь между компонентами психологического благополучия и установками по отношению к демонстративному потреблению.
В соответствии с изменениями в мире изучение детерминант демонстративного потребления представляется все более и более важным. Ясность Я-концепции в нашем исследовании является такой внутренней детерминантой. Демонстративное потребление - это трата денег и приобретение товаров и услуг класса люкс для демонстрации статуса и экономической силы. Результаты свидетельствуют о том, что люди, склонные к демонстративному потреблению или позитивно относящиеся к такому типу потребления имеют высокий уровень ясности Я-концепции.
В статье представлена попытка построения многофакторной модели поребительской лояльности к бренду. С помощью метода структурного моделирования построена многофакторная модель потребительской лояльности. Установлено, что удовлетворенность брендом является медиатором связи имиджа бренда и лояльности к бренду, то есть при низкой удовлетворенности потребителя связь имиджа и лояльности выше, чем при высокой удовлетворенности. Также показано, что наиболее значимыми компонентами имиджа бренда являются репутация бренда, имидж потребителя бренда и воспринимаемое качество бренда. Имидж организации и уникальность бренда не являются определяющими для восприятия бренда потребителем и исключены из модели.
В главе рассматриваются психологические механизмы фукционирования имиджа и бренда как результата социальных коммуникаций.
В статье описано исследование имиджа российских и зарубежных брендов одежды среди россиян (N = 175) с помощью частной шкалы семантического дифференциала (СД). Факторный анализ показал различия имиджа российских и зарубежных брендов одежды: имидж отечественного бренда более сложен и включает 4 фактора, тогда как имидж зарубежного бренда включает 2 фактора.
В данной статье рассматриваются психологические аспекты феномена бедности, в частности, взаимосвязь бедности и материального статуса с индивидуально-психологическими характеристиками личности, анализируется ряд исследований, позволяющих выдвинуть предположение о взаимосвязи разных типов бедности с компонентами самовосприятия, базовыми индивидуальными ценностями личности и особенностями принятия экономических решений. Подчеркивается необходимость проведения эмпирического исследования с тем, чтобы проверить предположение о характере данных взаимосвязей, а также определяются новые возможные направления для исследований в рамках психологии бедности.
Учебник является уникальным методическим инструментом, предлагающим читателю целостное представление о различных видах психологической помощи в организации. Представленное в учебнике систематическое описание технологии психологического консультирования и коучинга позволит начинающему консультанту или коучу быстрее овладеть данной профессией. Достоинство учебника - наличие большого количества заданий и упражнений, которые помогут студентам приобрести навыки консультирования и коучинга. Приводятся также примеры из практики, позволяющие лучше понять использование той или иной техники. Кроме того, учебник снабжен методическими материалами, необходимыми для организации работы студента по дисциплине. В нем подробно описаны стратегии и техники работы по некоторым основным проблемам, встречающимся в организации, таким как управленческое консультирование, работа с самоопределением личности, конфликтами в организации, T&D консалтинг.
В главе приводится технология индивидуального коучинга.
В статье рассматривается проблема лояльности к бренду. Анализируется взаимосвязь идентичности потребителя и индивидуальности бренда как фактора лояльности.
В статье предпринята попытка построения многофакторной модели лояльности к бренду с использованием метода структурного моделирования. В качестве основных факторов лояльности выделены имидж бренда и удовлетворенность брендом. Для получения первичных данных использовался авторский опросник, включающий три шкалы: шкала удовлетворенности брендом, шкала имиджа бренда и шкала потребительской лояльности. Выборка составила 206 человек. С помощью метода структурного моделирования построена многофакторная модель потребительской лояльности. Установлено, что удовлетворенность брендом является медиатором связи имиджа бренда и лояльности к бренду, то есть при низкой удовлетворенности потребителя связь имиджа и лояльности выше, чем при высокой удовлетворенности. Также показано, что наиболее значимыми компонентами имиджа бренда являются репутация бренда, имидж потребителя бренда и воспринимаемое качество бренда. Имидж организации и уникальность бренда не являются определяющими для восприятия бренда потребителем и исключены из модели.