Психологи Вышки на конференции “Behavioral Insights in Research and Policy Making” в Нидерландах
7 по 10 июля в городе Вагенинген (Нидерланды) прошла международная конференция “Behavioral Insights in Research and Policy Making”, организованая Международной ассоциацией исследований в экономической психологии (International Association for Research in Economic Psychology, IAREP) совместно с Обществом развития поведенческой экономики (The Society for the Advancement of Behavioral Economics, SABE). В ней приняли участие
преподаватели кафедры организационной психологии департамента психологии, сотрудники Научно-учебной группы «Психология потребительского поведения» Наталья Антонова и Ольга Патоша.
Конференция IAREP проходит ежегодно, каждый раз в небольшом городке новой страны – члена организации. В этом году конференция проходила совместно с SABE с 7 по 10 июля в Нидерландах в небольшом городке Вагенинген в часе езды от Амстердама. Этот небольшой городок является одним из научных центров Нидерландов, так как в нем находится Университет Вагенинген, на базе которого и проходила конференция. В этом году в конференции приняли участие представители из 41 страны. Преподаватели кафедры организационной психологии, сотрудники НУГ «Психология потребительского поведения» Наталья Антонова и Ольга Патоша выступили на этой конференции с докладами. Они были единственными докладчиками из России.
Конференция является мультидисциплинарной, объединяя психологов и экономистов, занимающихся проблемами экономической психологии и бихевиоральной экономики. В этом году на конференции также уделялось значительное внимание политическим вопросам и тому вкладу, который могут сделать экономические психологи в развитие мировой политики. Однако основное внимание было обращено к таким традиционным вопросам экономической психологии, как потребительское поведение, психология поведения бедных людей, влияние дефицита на поведение людей и т.д. Многие представленные исследования носили экспериментальный характер, и особенно интересно то, что многие эксперименты были проведены в развивающихся странах Азии и Африки.
Во вступительном докладе на открытии конференции профессор Тилбургского университета и Университета Вагенинген Gerrit Antonides рассказал о становлении экономической психологии, основными вехами которого были: основание журнала Journal of Economic Psychology, а также основание в 1981 году общества IAREP (International Association for Research in Economic Psychology). Начали проводиться коллоквиумы, а затем конференции и летние школы в разных городах Европы, что способствовало становлению экономической психологии как дисциплины. С самого начала экономическая психология развивалась как междисциплинарная дисциплина, на стыке экономики и психологии, и затем стали подключаться и представители других смежных наук, например, нейронаук. Позже внутри экономической психологии выделилась бихевиоральная экономика, таким образом, спикер считает, что бихевиоральная экономика является разделом экономической психологии. Он также выделил проблемы, характерные для экономической психологии на данном этапе ее становления: фрагментация знаний, преобладание бихевиоральных концепций, отсутствие соотнесения с общепринятыми психологическими концепциями и подходами. Эти ограничения экономической психологии, как развивающейся науке, еще предстоит преодолеть.
Доклады ключевых спикеров отражали основные тренды развития экономической психологии на современном этапе. Доклад профессора C.R. Sunstein из Harward Law School был посвящен методам стимулирования социально ориентированного поведения, направленного на улучшение здоровья и безопасности населения. Erwin Bulte, профессор Wageningen University, представил результаты экспериментальных исследований, проведенных его учениками в странах Африки. В этих исследованиях проверялась гипотеза о том, что система штрафов (потерь) более эффективна с точки зрения стимулирования производительности труда сотрудников, чем система вознаграждений (бонусов). Эксперименты Catherine C.Eckel из Texas A&M University были посвящены такой актуальной проблеме, как терроризм. Профессор продемонстрировала возможности изучения поведения, связанного с терроризмом, в условиях лабораторного эксперимента и помощью специально разработанных поведенческих игр. Особый интерес у участников вызвала традиционная для данной конференции Kahneman Lecture, прочитанная профессором Eldar Shafir из Princeton University. Лекция была посвящена исследованиям бедности и влияния дефицита на поведение человека.
На конференции было множество секций, посвященных различным проблемам экономической психологии и бихевиоральной экономики. Ольга Патоша выступила на секции, посвященной психологическому благополучию, с докладом на тему «Корреляция между материализмом и психологическим благополучием». Наталья Антонова представила результаты исследования, проведенного совместно со студентом ВШЭ Аджаем Кумаром на тему «Многофакторная модель приверженности бренду» на секции, посвященной маркетинговым исследованиям.
Особый интерес вызвал мастер-класс издательства Elsevier “Getting Published Workshop”. Сотрудники издательства и редакторы журнала Journal of Economic Psychology Martin Kocher, Stefan Shultz-Hardt и Maarten van Twisk рассказали об особенностях публикационного процесса, о требованиях, которые предъявляются к статьям в данном журнале и в издательстве в целом, а также ответили на многочисленные вопросы участников, касающихся процесса подачи статьи к публикации. Особое внимание было уделено вопросам мониторинга и продвижения уже опубликованной статьи с использованием таких ресурсов, как Mendeley, Research Gate и социальных сетей.