Круглый стол на тему «Онлайн-опросы как источник данных о населении РФ: наступает ли конец «большой эпохи» личных интервью?»
13 февраля Научно-учебная группа ВШЭ «Методология онлайн-исследований в социальных науках» провела круглый стол на тему «Онлайн-опросы как источник данных о населении РФ: наступает ли конец «большой эпохи» личных интервью?».Во встрече приняли участие методологи и исследователи ВШЭ, Института социологии Российской академии наук (РАН), Росстата и других организаций, проводящих онлайн-исследования в России.
13 февраля Научно-учебная группа ВШЭ «Методология онлайн-исследований в социальных науках» провела круглый стол на тему «Онлайн-опросы как источник данных о населении РФ: наступает ли конец «большой эпохи» личных интервью?». Во встрече приняли участие методологи и исследователи ВШЭ, Института социологии Российской академии наук (РАН), Росстата и других организаций, проводящих онлайн-исследования в России.
Как рассказали руководители Научно-учебной группы (НУГ) ВШЭ «Методология онлайн-исследований в социальных науках» Инна Девятко и Айгуль Мавлетова, в настоящее время онлайн-обследования во всем мире сталкиваются с двумя основными проблемами: во-первых, не 100% населения имеют доступ к интернету, а во-вторых, трудности возникают с построением случайной выборки. В качестве одного из возможных решений этих проблем эксперты предложили использовать для проведения лонгитюдных и срезовых обследований репрезентативные онлайн-панели. Независимо от того, имеется в домохозяйстве компьютер и доступ в интернет или нет, респондентам предлагают зарегистрироваться в панели. В случае отсутствия компьютера и выхода в интернет потенциальным респондентам предоставляют необходимое оборудование. На сегодняшний день самые известные примеры — панель LISS института CentERdata (Тилбургский университет, Нидерланды), панель GIP Мангеймского университета (Германия) и панель Knowledge Networks (США).
Что касается России, то большинство экспертов считает, что время для построения репрезентативной онлайн-панели в нашей стране пока не пришло. По мнению генерального директора GFK Русь, заведующего одноименной базовой кафедрой ВШЭ Александра Демидова, проблема заключается как в охвате (доступ к интернету есть у 57-60% россиян), так и в навыках пользования интернетом (активных пользователей сети всего 30-40%). Проводить интернет для 40% россиян, а также учить их, как с ним работать, по мнению эксперта, довольно затратный метод. А вот директор Единого архива экономических и социологических данных ВШЭ Лариса Косова в свою очередь высказала предположение, что главная проблема, которую необходимо обсуждать при построении любых онлай-панелей, — это наличие профессиональных респондентов, снижающих качество полученных данных.
Многие исследователи из маркетинговых компаний, принимавших участие в дискуссии, отметили, что далеко не всем заказчикам нужно репрезентировать всю страну и не всегда есть необходимость в построении случайных выборок. К другим возможным препятствиям эксперты отнесли недоверие к технике со стороны респондентов и сложность рекрутирования некоторых групп через интернет. Например, Елена Фролова, начальник управления статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Росстата, рассказала о том, что в опросах домохозяйств, затрагивающих доходы граждан, многие респонденты склонны были уклоняться от ответов в случае, если интервьюер имел компьютер или планшет. Люди опасались, что все данные окажутся доступными в интернете. Лариса Паутова, директор проектов Фонда «Общественное мнение», поделилась опытом обследования старшеклассников через социальную сеть ВКонтакте. Выяснилось, что пользователей социальных сетей не так просто вызвать на разговор или заполнение анкеты.
Вторая часть круглого стола была посвящена тому, каким образом можно использовать Big Data в обследованиях населения РФ и возможно ли совмещать Big Data с информацией, полученной путем опросов населения. Многие эксперты высказали мнение, что поскольку исследованиями в данной области занимаются IT-специалисты, им, очевидно, не хватает умения ставить вопросы и содержательные задачи. Как отметила Елена Фролова, сами данные можно собирать и анализировать годами, однако они должны служить определенной содержательной исследовательской задаче. В свою очередь Елена Слинько, директор Центра исследований РИА Новости,рассказала об их опыте сбора Big Data и также отметила, что зачастую непонятно, что можно делать с терабайтами информации, как ее анализировать и интерпретировать, поскольку поведение человека на сайте можно трактовать по-разному. Еще одна сложность, по мнению директора Центра методологии социологических исследований Михаила Косолапова, состоит в том, что неизвестно, кому принадлежат эти данные. Например, у сервиса Твиттер существует несколько потоков данных: «пожарный шланг», включающий все публичные твиты, но доступный только для самой компании и некоторых основных партнеров, «садовый шланг» — 10% всех возможных твитов, к которым есть возможность получения доступа, и остальной поток, в котором остается около 1% информации. В такой ситуации сложно говорить об объективности данных. Кроме того, необходимо учитывать, что количество аккаунтов и людей может не совпадать. Таким образом, сложно понять основу выборки. В завершение эксперты сошлись во мнении, что для рядового исследователя Big Data пока представляют скорее отдаленные возможности.