• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Постерная сессия по методологии онлайн-исследований

20 апреля 2013

В начале апреля  в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» прошла VII Конференция памяти Юрия Левады. Ее организаторами выступили Аналитический центр Юрия Левады, Институт маркетинговых исследований «ГфК-Русь» и НИУ ВШЭ. В рамках конференции научно-учебная группа “Методология онлайн-исследований в социальных науках” провела постерную сессию под руководством Инны Феликсовны Девятко.

Результаты своих исследований в таком необычном формате представили сотрудники Института социологии Российской академии наук, компании “Вобот”, а также студенты и аспиранты НИУ ВШЭ. В общей сложности участники подготовили 13 групповых и индивидуальных проектов, которые можно объединить в пять тематических блоков:

1. Снижение доли неответов в компьютерных и мобильных веб-опросах.

2. Возможности проведения исследований в социальных медиа.

3. Разработка и тестирование методик интерактивного опросного инструментария.

4. Апробация новых подходов к построению выборки онлайн-исследований.

5. Анализ возможностей применения традиционных методов социологического исследования в онлайн-среде.

1. Снижение доли неответов в компьютерных и мобильных веб-опросах.

Сотрудники НУГ “Методология онлайн-исследований в социальных науках” Мавлетова А.М. и Малошонок Н. Г. представили постер на тему “Влияние различных элементов приглашения на отклик респондентов в онлайн-опросах”. Авторы исследовали влияние таких факторов как тема письма с приглашением к участию в опросе, указанное время заполнения анкеты и длина текста приглашения на согласие респондентов принять участие в онлайн опросе.

Группа студентов вышки (Абоев М.А., Гучок Ю.В., Ильинская М.В., Прудников М.В., Черкасская Е.А.) подготовила постер на тему “Причины неответов респондентов в мобильных опросах” по материалам  исследовательского проекта, проведенного на базе онлайн панели маркетингового агентства OMI. Целью работы было выявить причины преждевременного завершения респондентами их участия в опросе, проводимом на мобильном устройстве.

2. Возможности проведения исследований в социальных медиа.

Сотрудники компании “Вобот” (Лебедев П.А., Евстратова А.П.)поделились своим опытом в области анализа социальных медиа, а также познакомили со своими подходами к аналитике сообществ и отношений к событию, персоне или бренду, представив постер “Особенности исследования в социальных медиа”.

Работа аспиранта вышки Барсегяна В.М. “Сравнителньая оценка жизненных установок студентов НИУ ВШЭ и МГУ им. М.В. Ломоносова”  представляла собой анализ установок студентов двух университетов на основе  информации, представленной в социальной сети “Вконтакте”.

3. Разработка и тестирование методик интерактивного опросного инструментария.

Первый из трех постеров, представленных в данной тематике, - “Влияние вида поля для ответа на открытый вопрос на полноту ответов респондента в онлайн-опросах”- подготовил сотрудник НУГ “Методология онлайн-исследований в социальных науках” А.Г. Борисенко. В работе было проанализировано влияние размера, структуры и формата поля в открытых вопросах на полноту ответа респондента (количество слов и затронутых тем) в онлайн-опросах.

Вторая работа, подготовленная Акбашевой А.И. и Глуховой И. Н., была связана с исследованием роли такого элемента дизайна онлайн-анкеты как прогресс-бар. Их анализ показал, что наибольшее количество дропаутов (респондентов, не завершивших опрос) пришлось на вариант анкеты с прогресс баром, в котором не был указан процент заполнения.

Третья работа в этой области была посвящена  новой тенденции в области онлайн-исследований – геймификации. Постер “Метод «геймификации»: постановка вопроса в игровой форме” был представлен группой магистров вышки Борисенко  А. Г., Жилкиной Н. А., Костецким М. И. и Погодиной О. В. В работе было показано, как определенные техники геймификации позволяют  улучшить данные в открытых вопросах.

4. Апробация новых подходов к построению выборки онлайн-исследований.

В эту категорию включены два эксперимента связанных с применением respondent-driven sampling (RDS) в онлайн-опросах.

Сотрудники НУГ “Методология онлайн-исследований в социальных науках” Моисеев С.П. и Савинкова Ю.К.презентовали результаты экспериментального плана, предложенного для изучения совокупности студентов вуза посредством построения RDS выборки  (“Опыт использования RDS для проведения online-опросов”). Впервые данный метод был применен зарубежными коллегами, тем не менее, специфика организации студенческой жизни в России дает результаты, отличные от представленных западными коллегами.

Второй постер (Войнилов Ю.Л., Шерстобиртов К.А., Моисеев С.П., Савинкова Ю.К.) продемонстрировал возможности использования RDS выборки для построения репрезентативной выборки в социальной сети (на примере сети “Вконтакте”).

5. Анализ возможностей применения традиционных методов социологического исследования в онлайн-среде.

Студенты магистратуры вышки Белов Ф.Р. и Набиуллина А.А. провели “Онлайн-исследование профессионального сообщества музыкантов-педагогов”. Студенты рассматривали сообщество музыкантов-педагогов как труднодоступное и тестировали способы рекрутирования респондентов.

Колозариди П.В. презентовала результаты исследования, сравнивающего skype и оффлайн-интервью (“Онлайн-интервью: что меняется, когда появляется экран?”). Исследователь попытался выявить, как такая технически опосредованная коммуникация может влиять на “драматургию” процесса и его конечный результат.

Исследование сотрудницы ИС РАН Епизиной Ю.Б. “Организация и проведение экспертного онлайн-опроса” основывалось на примере международного онлайн-исследования, проведенного Центром социального предпринимательства и социальных инноваций. Один из его выводов состоит в том, что функция интервьюера в некоторых видах интернет-опросов не только не теряет своего значения, но, напротив, требует новых компетенций.

Наконец, группа студентов вышки, в которую вошли Конышева Д.С., Локтева Я.В., Неганова И.В., Сухарькова М.П., Чурсина Ю.А. рассказала о примере использования онлайн фокус-групп для изучения практики каучсерфинга (“Возможности метода онлайн фокус-групп для изучения каучсерфинга как практики международного социокультурного обмена”). Исследователи тестировали методы рекрутинга, а также способы поддержания вовлеченности респондентов в онлайн фокус-группу.

Помимо выступающих и гостей на специальной сессии присутствовала комиссия жюри, которая определила победителей в рамках четырех номинаций:

1. За потенциальный вклад в прикладные исследования.

Победитель: “Метод “геймификации”: постановка вопроса в игровой форме” (Борисенко А.Г., Жилкина Н.А., Костецкий М.И., Погодина О.В.).

2. За оригинальность замысла.

Победители:

·        “Возможности метода онлайн фокус-групп для изучения каучсерфинга как практики международного социокультурного обмена” (Конышева Д.С., Локтева Я.В., Неганова И.В., Сухарькова М.П., Чурсина Ю.А.)

·        “Организация и проведение экспертного онлайн-опроса” (Епихина Ю.Б.)

3. За методическую рефлексию.

Победитель: “Онлайн-исследование профессионального сообщества музыкантов-педагогов как пример поиска и опроса труднодоступных групп в Интернете” (Белов Ф.Р., Набиуллина А.А.)

4. За высокий уровень исполнения методического эксперимента. 

Победитель: «Опыт использования RDS для проведения онлайн-опросов» (Савинкова Ю.К., Моисеев С.П.)

Поздравляем и благодарим всех победителей и участников постерной сессии и желаем им дальнейших научных успехов!


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.