Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.528
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12471
E-mail: npokrovsky@hse.ru
В преподавании и научной работе кафедра призвана сочетать, с одной стороны, универсализм фундаментальной социологии, ее полипарадигмальность, тяготение к макромоделированию социальных процессов и, с другой стороны, “проработку деталей” в реконструкции социальных картин общества, исследовательский интерес к миру повседневности и личности. Преподавание и исследования, проводящиеся на кафедре, сориентированы на международные стандарты и развитие.
Балабанова Е. С., Данилова К. И.
Социологические исследования. 2024. № 9. С. 114-124.
Alekhina S., Kozlova M. A.
In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. Ch. 9. P. 169-188.
Volkova G., Никишин Е. А.
Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 103.
Социолог Никита Покровский изучает русскую деревню самым непосредственным образом, т. к. немалую часть календарного года живёт в ней, общаясь с крестьянами напрямую. Старенькую избу, построенную в начале ХХ века в деревне Медведево Костромской области, Покровский купил в середине 90-х. Позже сюда стали наведываться его городские знакомые, все сплошь из научных кругов - экономисты, географы, социологи, психологи. Так возникло сельско-городское поселение, своего родадеревенское «Сколково». Теперь это целый научный проект, названный Угорским: в деревнях проходят экспедиции и международные конференции, на них обсуждают, как спасти российский Север от вымирания.
Сбросить темп
«АиФ»: - Люди из глубинки стремятся в Москву, а вы, городской житель, вот уже почти 20 лет столько времени проводите на селе. Почему?
Н.П.: - Не хотел жить в большом городе. Город давит, он перестаёт быть «проживабельным», он полностью отрезан от природы. Каждый день в вас накапливается эта усталость. На улице, в метро вы встречаетесь глазами с людьми. Что в них? Полная отстранённость, отсутствие контакта и желания прийти на помощь, если она понадобится. Пробки, уличная преступность, плохая экология, низкое качество продуктов, подорванное психологическое самочувствие… Вы можете жить в пентхаусе и ездить на бронированном авто, но каким воздухом вы при этом дышите? Какой «пейзаж» видите из окна машины?
«АиФ»: - Удручающая картина. Но разве так во всех мегаполисах?
Н.П.: - Нет, конечно. В Ванкувере, например, в центре города вековые секвойи растут, разбиты парки, уходящие клиньями в горные массивы.
«АиФ»: - Люди по всему миру сейчас покидают города, перебираясь к природе. Это способ протеста, стремление к независимости?
Н.П.: - Главное - это позиция, связанная с желанием замедлить бешеный темп жизни. Кто-то бросает всё и едет заниматься сельским хозяйством в деревне. Кто-то сдаёт хрущёвку в Москве и на эти деньги живёт в Индии. А есть люди, которые покидают город физически, но остаются в своей профессиональной среде виртуально, через Интернет. Работают удалённо, воссоздав на селе привычные бытовые условия. Например, в нашем Медведеве, в 600 км от Москвы, проводятся телеконференции со всем миром, отсюда вполне можно преподавать в Высшей школе экономики - пока ещё, правда, эпизодически.
«АиФ»: - Я надеялся услышать что-то про поиски высшего смысла…
Н.П.: - А разве его нет в том, чтобы наладить для себя и своих близких качественную жизнь? Ну хорошо, я готов прожить остаток своих дней в мегаполисе. А дети? Вот у меня дочь, ей 2 года (показывает фото). Я смотрю на неё и понимаю: определённо не хочу, чтобы она жила в городе - таком, каким мы его имеем. Впрочем, подрастёт - сама решит.
И потом, приезжая в деревню, горожанин становится более склонен к совершению хороших поступков. Взять охрану природы. Мы, например, сопротивлялись строительству целлюлозно-бумажного комбината. Это была целая эпопея, сродни защите Химкинского леса. В итоге стройка не состоялась. Чем не высший смысл? Человек избавляется от деструктивных помыслов, начинает мыслить конструктивно и решать практические вопросы: как устроить быт в доме, в селе, как построить экономику и сохранить сельское хозяйство, которое в новых условиях на том же Севере сохранить по старым, традиционным схемам невозможно. Оно в масштабах страны неконкурентоспособно: производство дорого, себестоимость продукции высокая, активного населения - мизер. Это же не плодородный юг, климат другой. Северной деревне необходимы новые модели хозяйственной деятельности. На федеральном уровне это мало кого волнует, но если там появляются новые потребители - «дачники», городские поселенцы - сельское хозяйство сохраняется «снизу» (а большое начальство осознает это потом). Поля не зарастают, инфраструктура не рушится, электричество есть. А иначе - демографическое вымирание на фоне усугубления социальных проблем. Другого пути у них нет, это не вопрос выбора, а вопрос жизни и смерти.
Музеи на дому
«АиФ»: - Получается, горожане помогают возрождению деревни?
Н.П.: - Это скорее синтез двух культур, их слияние. У нас с местными жителями налажен прекрасный контакт. У них появилась возможность заработать, они участвуют во всех наших собраниях и конференциях. Выяснилось, что среди них есть хорошие организаторы, свой креативный класс. Без шуток! Например, люди берутся за плотницкие работы, делают их отлично и с фантазией. Ещё в Интернете что-то нужное умудряются посмотреть, отслеживают всю информацию, которая может пригодиться в костромской глубинке, владеют последними технологиями. Подключаясь к творческому процессу, «резонируют» не хуже профессоров. Это помогает решать и проблему пьянства. Многие же пьют от скуки, изоляции от большого мира. А тут начинают меняться, чувствовать себя востребованными. Наши совместные проекты множатся.
«АиФ»: - Может, и «смешанные» браки случаются?
Н.П.: - Да, женщина-биолог из МГУ вышла замуж за местного. Уже дети растут. Есть и другие сельско-городские семьи. Когда я только начинал вести исследования в Медведеве, там оставалось 3-4 жителя. Деревня была абсолютно заброшенной. А сейчас встала на ноги. Высшая школа экономики там свою заново отстроенную базу открыла. Для сельских детей работает компьютерный кружок, у крестьян есть компьютеры, Интернет. В соседних деревнях тоже появились свои научные сообщества. В Шилове, Дмитриеве теперь в основном базируются московские биологи, в Поломе - искусствоведы, журналисты. Разделение - как по ремесленным цехам в Средневековье. Но все держатся вместе.
«АиФ»: - Считается, что именно в глубинке сохранена русская духовность, которой мы так гордимся. Есть она там сейчас?
Н.П.: - Думаю, что, увы, нет. Во всяком случае, я не нашёл, хотя искал её как социолог. Имею в виду использование морали в качестве аргумента, рассуждения типа «У нас раньше так не поступали», «Это некрасиво, это не по-людски». Такого ни разу не слышал. Есть воцерковлённые люди, но и для них апелляция к божественным заповедям не является каким-то практическим аргументом. Духовность, которую воспевали писатели-деревенщики (Астафьев, Белов, Распутин и др.), похоже, ушла безвозвратно. Возвышенного в современных деревнях, на мой взгляд, не более, чем в городе.
«АиФ»: - Ну вот, а тут ещё приезжие, с их культурой глобализации и психологией потребления.
Н.П.: - Я использую понятие «клеточная глобализация». Это то, что происходит в нашей повседневности, влияет на отношения между людьми и через что мы включаемся в мировые процессы, как клетка в организм. Появление в селе новых людей - индикатор «клеточной глобализации». Но они же прибывают с благими целями! Наоборот, помогают многое сохранить. Например, культуру деревенского быта - это огромный пласт. Местные жители не ценят её. А городские, покупая жильё, стараются оставить всю «старину» - самовары, посуду, прялки, ткацкие станки. И не для умильной экзотики, а для дела. Организуют в своих домах самые настоящие музеи, открытые для всех желающих.
Бережно сохраняют фотографии, документы, почётные грамоты, граммофонные пластинки, переписку. Переписку абсолютно незнакомых им людей! Бумага в клеточку, фиолетовые чернила... А сколько смысла, притом исторического! Например, переписка старушки-матери с её детьми, уехавшими в город. Грамоты за ударный труд, потрёпанные колхозные книжки, записи семейных расходов. На этом диссертацию можно писать!
«АиФ»: - Сколько процентов горожан хотят уехать в деревню?
Н.П.: - В США на это готовы решиться 19% трудоспособного населения, в Великобритании - 25%. В Европе в целом уже 12 млн «отъехавших» из городов. У нас же всё покрыто статистическим туманом. Однако, по экспертной оценке, среди перспективных категорий горожан сдвинуться в сторону сельской местности готовы 5-6%.