• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн.528

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12471

E-mail: npokrovsky@hse.ru

Руководство
Заведующий кафедрой Покровский Никита Евгеньевич
Заместитель заведующего кафедрой Симонова Ольга Александровна
Глава в книге
Роберт Парк: социолог-калейдоскоп

Николаев В. Г.

В кн.: Социология, сообщество и общество : сб. статей. М.: ИНИОН РАН, 2025. С. 5-40.

Препринт
Interregional Mobility Of Russian Researchers: Moving For A Promising Job

Volkova G., Никишин Е. А.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 103.

Избранные публикации преподавателей кафедры

 

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012

 

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности 

 

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012 — ISBN 978-5-903360-63-5 — 236 с.

 

Книга продолжает цикл изданий по социологии и антропологии профессий. Помимо переводов классических текстов, а также специально подготовленных для этого издания материалов, в сборник вошли статьи, написанные по докладам международного симпозиума «Профессии и профессиональные организации в современном обществе: новые подходы к исследованиям» (Высшая школа экономики, Москва 5-8 апреля 2010 года). Авторы обсуждают особенности различных теоретических подходов к исследованию профессий, изучают характер профессиональных траекторий, структурные и символические границы занятости в эру кризисов, неустойчивости рынков труда и социальной политики. Издание адресовано социологам и социальным антропологам, историкам и философам, исследователям культуры и управления всем тем, кого интересуют вопросы производства знания, труда и работы, определения профессионализма, особенности жизненного мира и социального статуса разнообразных видов занятий.

 

Содержание

 

 

 


 

 

Бергсон А. Два источника морали и религии / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: КДУ, 2010

«Два источника морали и религии» — памятник социально-философской мысли XX века, последняя книга лауреата Нобелевской премии по литературе, выдающегося французского философа Анри Бергсона.

Анри Бергсон «Два источника морали и религии» Анри Бергсон «Два источника морали и религии»

Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон; пер. с фр., послесловие, примечания А. Б. Гофмана. — 2-е изд., испр. — М.: КДУ, 2010. — 288 с.

«Два источника морали и религии» — памятник социально-философской мысли XX века, последняя книга лауреата Нобелевской премии по литературе (1927), выдающегося французского философа Анри Бергсона (1859–1941). После «Творческой эволюции» — это самое знаменитое его произведение, оказавшее серьезное влияние на мировую философскую, социальную и религиозную мысль. В книге разрабатываются идеи закрытого и открытого общества, закрытой и открытой морали, статической и динамической религии. Издание содержит послесловие и примечания, которые могут служить ориентирами при чтении книги.

Автор развивает глубокие, оригинальные и пророческие мысли о демократии, справедливости, об опасностях, подстерегающих человечество, и о том выборе, который ему предстоит сделать.

Издание предназначено для студентов и преподавателей гуманитарных специальностей, в рамках которых изучаются дисциплины философских, религиоведческий и историографических циклов, также работа будет полезна всем, кто интересуется данной тематикой.

ISBN 978-5-98227-694-0

 

Содержание

Глава 1. Моральная обязанность

Глава 2. Статическая религия

Глава 3. Динамическая религия

Глава 4. Заключительные замечания. Механика и мистика

Приложение. А.Б. Гофман. Сообщество, мораль и религия в философии Анри Бергсона

Примечания. (А.Б. Гофман)

 


 

 

Марсель Мосс Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии

 

Избранные труды выдающегося представителя Французской социологической школы. Издание под редакцией А.Б.Гофмана.

 

Марсель Мосс Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М.Мосс; Сост., пер. с фр., предисловие, вступит. Статья, комментарий А.Б.Гофмана. – М.: КДУ, 2011. – 416 с.

ISBN 978-5-98227-695-7

Избранные труды выдающегося представителя Французской социологической школы, получившие мировое научное признание и имеющие важное значение для развития социологии, социальной антропологии и этнологии. Данное издание содержит развернутые комментарии и вступительную статью, дополняющие тексты Марселя Мосса и способствующие более основательному знакомству с его творчеством. Издание предназначено для преподавателей, студентов и специалистов в области общественных и гуманитарных наук, а также для всех, кто интересуется актуальными и вечными проблемами человеческой жизни, общества и культуры.                          

Содержание

  

 

 


 

Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Москва: КДУ, 2010.

обложка

А.Б. Гофман Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения 4-е издание, исправленное и дополненное   Книга посвящена исследованию сущности такого сложного социального явления, как мода. Почему люди следуют моде? Как соотносится мода и обычаи? Почему и как происходит смена мод? В чем состоят ценности моды? Какова взаимосвязь моды и массовой культуры? Эти и многие другие вопросы, связанные с феноменом моды, рассматриваются автором в предлагаемой книге. Книга адресована социологам, маркетологам, дизайнерам, имиджмейкером и всем, кто интересуется не только тем, что «в моде», но и тем, что такое мода.   Гофман А.Б. Мода и люди. Новыя теория моды и модного поведения / А.Б.Гофман. – 4-е изд.,испр. и доп. – М.: КДУ, 2010. – 228 с. ISBN 978-5-98227-693-3

 

 


 


 

А.Б. Гофман

 МОДА, НАУКА, МИРОВОЗЗРЕНИЕ: О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ

Социологический ежегодник, 2009. Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социальной психологии; Кафедра общей социологии ГУ – ВШЭ. Ред. и сост. Н.Е.Покровский, Д.В.Ефременко. М., 2010. С.19-55.

"Как известно, мода действует в науке, так же как и во многих других областях культуры. Это относится даже к естественным наукам, не говоря уже об общественных и гуманитарных. Данный факт хотя и не всегда очевиден, но в общем не вызывает сомнений. Другое дело – вопрос об отнесении тех или иных конкретных явлений науки к моде: что следует относить к моде, а что нет? Здесь, конечно, точки зрения гораздо более разнообразны и противоречивы. И это неудивительно, так как мода всегда и везде, в том числе и в одежде, идет рука об руку и переплетается с другими, внемодными, факторами. Ясно также, что приписывание модного характера тем или иным научным идеям или высказываниям чаще всего воспринимается как оскорбление и отвергается их авторами или теми, кому эти идеи и высказывания почему-либо дороги. То же самое относится, скажем, к искусству и литературе. Заметим, что по существу заблуждаются и те, кто рассчитывает оскорбить кого-либо констатацией модности чего-либо, и те, кто оскорбляется подобной констатацией.

Как и в других областях культуры, присутствие и влияние моды в науке невозможно оценивать однозначно, негативно или позитивно. Мода в науке, как и в искусстве, может, хотя и не обязательно, играть вполне позитивную роль и стимулировать ее развитие. Многие выдающиеся явления в науке и в искусстве начинались как моды, становились модами или были в моде, но это не помешало им стать классическими и остаться в них на века."

А.Б. Гофман Мода, наука, мировоззрение....doc

 


 

 

А.Б. Гофман

 

ЖИВОЙ МОСС.   КОНФЕРЕНЦИЯ В СЕРИЗИ   

 

Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. Т.ХI. Вып.4. №№51-52. М., 2009. С.500-505.

 

"С 13 по 20 июня 2009 г. в Серизи-ля-Салль, Нижняя Нормандия, Франция, состоялась международная научная конференция «Живой Мосс». Конференция была организована Международным Культурным Центром Серизи и «Ассоциацией друзей Понтиньи-Серизи», при участии некоторых исследовательских учреждений Франции и Великобритании. Деятельность центра и Ассоциации, так же как и место проведения конференции, получили широкую международную известность и заслуживают в настоящем обзоре хотя бы краткого освещения."

А.Б.Гофман Живой Мосс. Конференция в Серизи


 


 

Информационно-аналитический бюллетень  
ИНСТИТУТА СОЦИОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Выпуск  № 2 — 2009

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАК РЕСУРС ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ СОЧИ.– М.: Институт социологии РАН, 2009. – 64 с.

ISBN  978-5-89697-169-6

Авторский коллектив:Л.М. Дробижева (руководитель Проекта, Введение, разделы 1, 3, 4), Арутюнова Е.М. (раздел 7), Кузнецов И.М. (раздел 2, 6), Щеголькова Е.Ю. (раздел 5, 6).

Программа фундаментальлных исследований Президиума  РАН № 21«Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям»,

Подпрограмма «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе»

В выпускаемом очередном номере информационно-аналитического бюллетеня Института социологии РАН анализируются итоги проведенного Центром исследования межнациональных отношений нашего Института исследования в Сочинском регионе. Внимание к этому региону понятно, поскольку в 2014 г. здесь будут происходить Олимпийские Игры. Но есть и другие обстоятельства, почему было важным изучение этого региона. Большой Сочи – здравница страны, как говорят, зона оздоровления нации. А кроме того, это регион, где плотность населения и уровень межэтнического общения один из самых высоких в стране. Потенциал толерантности и социальную активность живущих в этом регионе и анализируют исследователи. Вскрываются и сложности, которые препятствуют реализации этого потенциала, в частности, естественная в условиях перемен высокая тревожность.

Опросы фиксируют реальность, а не смешивают что-то с чем-то в нужных пропорциях. Для такой объективности социология и нужна, в этом ее главная ценность. И надо понимать: если вовремя уловить негативные тенденции, их еще можно переломить и ситуацию выправить. В полной мере это утверждение относится к Сочи. Я не вижу там ничего «критического»: высокий уровень опасений населения вовсе не говорит о том, что для проведения Игр есть какие-то объективные помехи. Тревога обусловлена теми факторами, которые вполне поддаются изменению. От власти требуется прозрачность всех решений, открытость перед обществом, учет мнения горожан, четкая и последовательная миграционная политика и справедливое разрешение всех вопросов, связанных с землеотводом и новым строительством, экологическая экспертиза любых проектов и т.д. Об этом неоднократно напоминали и первые лица страны, обсуждая планы подготовки сочинской Олимпиады и перспективы дальнейшего развития города-курорта.


Предисловие

Введение

1. Социальный ресурс сочинцев

2. Каков настрой на активную деятельность в трудовой сфере

3. Российская идентичность в полиэтничном Сочи.
 От государственной идентификации к гражданскому сознанию

4. Кто больше россиянин?

5. Межэтнические отношения в Сочинском регионе

6. Прогностические группы возможной солидаризации

7. Молодежь как социальный ресурс будущего

Резюме

Выборка опроса

Л.М. Дробижева СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАК РЕСУРС ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ СОЧИ (полный текст)

 


 

В. Г. Николаев

Т. Х. МАРШАЛЛ О ВЛАСТИ: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ

Личность. Культура. Общество. 2006. Том VIII. Вып. 4 (32). С. 10-21 

"В наследии британского социолога Т.Х. Маршалла тема власти занимает далеко не главное место. Его интерес к этому социологическому феномену имел недолгую историю: в конце 60-х гг. он собирался всерьез заняться этой темой и посвятил ей лекцию, прочитанную на собрании Британской социологической ассоциации, но продолжения так и не последовало. В своей трактовке власти Маршалл отталкивался от Вебера, но придал веберовскому подходу весьма неожиданный оборот. С одной стороны, он достиг этого за счет привязки своих размышлений к исторической конкретике (которая на сегодняшний день в значительной мере утратила свою актуальность). С другой стороны, вычленить оригинальный вклад Маршалла можно, лишь решительно очистив его размышления от этой самой конкретики и поместив их в более широкий теоретический контекст, который можно найти в других его работах по социологии и социальной политике. Если это сделать, мы сможем получить систему координат, в которой можно было бы рассматривать не только тот конкретный материал, с которым работал Маршалл («западный»), но и другой (в частности, что для нас значимо, российский)..."

В.Г. НИКОЛАЕВ Т. Х. МАРШАЛЛ О ВЛАСТИ: ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ

 


 

В. Г. Николаев

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТАХ:

ОПЫТ РЕФЛЕКСИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ

"Эрвинг Гоффман в «Формах разговора» провел различие между тремя типами говорящих: «автором» (определяющим концептуальное содержание речи), «аниматором» (физически производящим высказывания) и «действующим лицом» (тем, кому в конечном счете приписывают речь и ее содержание другие люди). Лисбет Липари, пользуясь этим разграничением, показала, что опросы общественного мнения, в машинерии которых эти три роли оказываются строго разграниченными, легко превращаются в ритуализованные процедуры, конечный смысл которых остается сокрытым от их исполнителей. Дефект, который ею раскрывается, состоит в том, что исполнители таких ритуальных процедур не рефлексируют по поводу природы своих высказываний о социальном мире, и указанная нерефлексивность делает их «аниматорами»  (машиноидными исполнителями неведомых им смысловых сценариев, «авторами» которых они не являются), или, в язвительном определении этнометодологов, «институциональными идиотами» — по крайней мере, в том сегменте их жизнедеятельности, который наполнен их профессиональной работой.

Думается, что дефект, о котором идет речь, может относиться не только к опросам общественного мнения..."

В.Г. НИКОЛАЕВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТАХ ОПЫТ РЕФЛЕКСИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ 

 


 

В. Г. Николаев
Эксперты и экспертное знание в несовершенном обществе

Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / Под ред. Г.В.Иванченко, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 125-149.

"Когда случается слышать слово «эксперт», на ум приходит образ умного, эрудированного, образованного, много знающего и понимающего человека, как правило, в очках, с бородой, с серьезностью в глазах и спокойной уверенностью в манерах, который в нужный момент — когда у кого-то возникла проблема, а знания того, как ее решить (или лучшим образом решить), не хватает — может прийти, просветить, объяснить, дать диагноз, прогноз, рецепт и рекомендацию, после чего ее решение становится делом сугубо техническим. Внешний образ эксперта сегодня может быть и другим. Например, человек в деловом костюме, со строгой прической, при галстуке и с ноутбуком последней модели, опять же что-то объясняющий и рекомендующий несведущему потребителю экспертизы. Если нуждающийся в экспертизе знает, куда и к кому за ней обратиться, принимает все, что эксперт ему предложит, в качестве руководства к действию и если последствия этого принятия и инкорпорации экспертизы в действие никому всерьез не вредят, то ничего проблематичного в феноменах «эксперта» и «экспертизы» нет. В противном случае они проблематичны. Настоящая статья посвящена некоторым ключевым аспектам этой проблематичности..."

В. Г. Николаев Эксперты и экспертное знание в несовершенном обществе

 


 

В. Г. Николаев
ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Социология регионального и городского развития / Под ред. И.П. Рязанцева. М.: Гаудеамус, 2006. С. 21-50.
"Социальная жизнь не может быть адекватно описана и осмыслена вне тех пространственных контекстов, в которые она вписана. Какие бы ни выдвигались утверждения о социальной жизни, обыденные и профессиональные, они несут в себе если не явные, то скрытые пространственные коннотации, пусть даже всего лишь коннотации, предполагающие, что эта жизнь протекает вне пространства .
Почти сразу после террористического акта в московском метро, который произошел 6 февраля 2004 г., мэр Москвы Юрий Лужков вновь воспроизвел не раз предлагавшийся ранее рецепт предотвращения подобных актов, потребовав максимально «ужесточить» режим регистрации в городе. Мэр посетовал на то, что уже «тысячекратно» говорил о необходимости это сделать, и распорядился активизировать работу милиции, паспортных столов и миграционных служб в указанном направлении. Для противников таких мер была приведена в качестве обоснования ссылка на международный опыт. Мэр сообщил, что «посмотрел, как это делается» в «самой демократической стране, Америке», где с людей при проверке «даже снимают обувь». Эта рекомендация содержит в себе целый ряд неявных представлений о пространственных аспектах социальной жизни, не все из которых гармонично друг с другом сочетаются. Вычленим несколько таких представлений, чтобы сделать их доступными для анализа и тем самым ввести в существо проблем, которые будут рассмотрены далее в этой статье..."

В. Г. Николаев ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ




В. Г. Николаев
ТЕКСТ КАК АВТОБИОГРАФИЯ

Текст 1999 г. – Опубликован в: Современность/POST: Альманах социокультурных исследований. № 1 / Под ред. Е. Карцева, Г. Зверевой; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: ТЕИС, 2006. С. 308-321
"Любой текст автобиографичен. — Устная речь автобиографична. Художественная литература автобиографична. “Толкование сновидений” Фрейда автобиографично. “Веселая наука” Ницше автобиографична. “Критика чистого разума” Канта автобиографична. “Структура социального действия” Парсонса автобиографична. Моя “Очередь” автобиографична. Даже математический текст автобиографичен..."

В. Г. Николаев ТЕКСТ КАК АВТОБИОГРАФИЯ
 


 

 В. Г. Николаев
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРСОНСИАНСТВА
В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: ДЖ. АЛЕКСАНДЕР И Р. МЮНХ

Работа опубликована двумя частями:
(1) Неопарсонсианство 80-х годов ХХ века: Дж. Александер // Личность. Культура. Общество. 2006. Том VIII. Вып. 2 (30). С. 219-235; Том VIII. Вып. 4 (32). С. 180-206;
(2) Неопарсонсианство 80-х годов ХХ века: Рихард Мюнх // Личность. Культура. Общество. 2007. Том IX. Спец. вып. 2 (38). С. 25-57.


"Попытки развития социологии на базе по-новому истолкованной теории Парсонса, предпринятые в 80-е годы Александером и Мюнхом, — безусловно, одни из самых серьезных и масштабных проектов в области «высокой теории» конца ХХ века. В обоих этих проектах проявилась острая восприимчивость к актуальной проблематике, прежде всего к проблеме современного общества, его развития и специфичного для него социального порядка. В обоих проектах была произведена попытка более эффективного и ясного соединения парсонсовской «высокой теории» с эмпирическими исследованиями (отчасти убедительная, отчасти нет). Обоим проектам свойствен высочайший уровень теоретической сложности, и оба крайней сложны с точки зрения практической реализации. Оба проекта, в силу последнего обстоятельства, таят в себе одни и те же опасности: это — схоластика, отрыв от реальных социальных проблем и стерильность. Во избежание этих опасностей надо относиться к предложенным ими построениям не как к окончательным и утвердившимся схемам, а как к общим ориентирам, помогающим преодолевать одномерность социологического мышления. Одно из наиболее важных достижений Александера и Мюнха — их систематические реконструкции теории Парсонса, после которых читать Парсонса так, как его читали раньше, наверное, уже невозможно..."

В. Г. Николаев ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРСОНСИАНСТВА В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: ДЖ. АЛЕКСАНДЕР И Р. МЮНХ  

 


 

В.Г. Николаев

Советская очередь: прошлое как настоящее 

Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. 2005. № 5 (43). С. 55-61 

 "российский капитализм – это капитализм, насквозь пропитанный духом советской очереди..."

См. далее 

В.Г. Николаев   Очередь как социальное наследие и элемент образа жизни

В.Г. Николаев  Советская очередь как среда обитания и последствия пребывания в ней
                          

  В.Г. Николаев. Советская очередь: прошлое как настоящее

 


 

В. Г. Николаев
ЛУИС ВИРТ И ЕГО ВКЛАД В СОЦИОЛОГИЮ

Вирт Л. Избранные работы по социологии / Сост., пер. В.Г. Николаева. М.: ИНИОН, 2005. С. 4-23.

 "Современники признавали важный вклад Вирта не только в теорию урбанизма, но и в изучение и осмысление таких комплексов проблем, как сообщества в современном мире, экология человека, социальная организация, социальное планирование, расовые отношения, национализм, проблема меньшинств, международные отношения, социология преступности, социология знания, роль массовых коммуникаций и идеологий и условия консенсуса в современном обществе...

...Интерес к пространственной реорганизации современного мира присутствует в его работах, посвященных человеческой экологии, сообществу, регионализму, современным метрополисам. Проблемы вхождения небольших партикулярных групп в более широкий мир освещаются в его работах о меньшинствах, расовых отношениях, культурных конфликтах, гетто, национализме, маргинальности. Город, которому посвящено много работ Вирта, трактуется как место, в котором наиболее концентрированно выражены все основные процессы современного общества. Соответственно, теория урбанизма фактически представляет собой теорию современного общества, описываемый Виртом городской образ жизни есть современный образ жизни, а городской тип личности — современный тип личности..."

В. Г. Николаев ЛУИС ВИРТ И ЕГО ВКЛАД В СОЦИОЛОГИЮ  


 

В. Г. Николаев
Борьба за статус и динамика достоинств
как микросоциологические аспекты разделения труда
Будущее России: Стратегии развития: Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения — 2005»: Сборник научных докладов: В 2-х т. — Т 1. М.: МАКС Пресс, 2005. С. 102-120.
"Разделение труда, являющееся одним из самых характерных параметров современного сложного общества, как это ни странно, редко тематизируется в сегодняшних социологических дискуссиях. Между тем его обстоятельства и импликации множеством способов встраиваются в организацию современной социальной жизни. В настоящей статье рассматривается один из наборов таких обстоятельств и импликаций, а именно те детали деятельности, протекающей в рамках разделения труда, которые сопряжены со статусными соображениями и соображениями человеческого достоинства. В этом контексте разделение труда рассматривается под особым, строго ограниченным углом зрения, а именно под углом зрения того, как оно фигурирует в повседневной социальной жизни, т. е. в повседневных отношениях и взаимодействиях между людьми. Предлагаемая схема анализа имеет предварительный характер и нисколько не претендует на завершенность; в дальнейшем она может быть существенно модифицирована. В связи с этим используемые понятия намеренно будут сделаны расплывчатыми. Задача статьи — дать предварительную разметку проблемной области, которая представляется заслуживающей внимания..."
Борьба за статус и динамика достоинств как микросоциологические аспекты разделения труда Николаев В. Г.




В. Г. Николаев
ОЧЕРЕДЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ И ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗА ЖИЗНИ

Текст 2003 г. – Опубликован в: Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2005. № 1. С. 96-112
"Одним из наиболее ярких символов советского общества была очередь. Подобные символы — не просто «штрихи к портрету». В них отражаются «болевые точки» соответствующего общества и дает о себе знать его «основной нерв». Очередь — одна из главных «болевых точек» советского общества, в которой, как в магическом кристалле, отразилась самая его суть. Избавление от очередей за самым необходимым, ставшее одним из немногих бесспорных достижений постсоветской России, может легко сойти за избавление от «советскости» в худших его проявлениях. В самом деле, нам уже не приходится тратить треть или половину своего нерабочего времени на то, чтобы купить хлеба, молока или батон вареной колбасы, не приходится вести многочасовой бой с ближними за приобретение килограмма сахара, нет нужды бегать от одного магазина к другому в робкой надежде, что там окажется в продаже что-нибудь хорошее и полезное. Мы уже привыкли к тому, что этого делать не нужно, и рассуждения о советских очередях могут казаться сегодня лишь досужим ворошением прошлого. Зачем о них вспоминать? Затем, что они весьма прочно осели в наших душах, продолжая исподволь руководить нашим поведением и определять наши представления о человеческом мире. В глубине души мы, жившие в советское время, в какой-то мере так и остались советскими покупателями. Это наше внутреннее тавро. Посмотрим, почему это так.

Что такое очередь вообще и чем советская очередь от нее отличается?..."
В. Г. Николаев ОЧЕРЕДЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ И ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗА ЖИЗНИ




В. Г. Николаев

Социология Луиса Вирта 

Тезисы докладов I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения — 2004: Российское общество и вызовы глобализации». М.: Альфа-М, 2004. Т. 1. С. 73-77. 

 "Луис Вирт (1897–1952) — американский социолог, представитель Чикагской школы и один из ее интеллектуальных лидеров в 30-е – 40-е гг. ХХ в. Научное наследие Вирта обширно и тематически разнообразно. Сегодня его можно прочесть по-новому, с опорой на новейшие образцы «интерпретативного прочтения», и это может оказаться плодотворным для дальнейшего развития социологической науки..."

Социология Луиса Вирта Николаев В. Г.  

 

В. Г. Николаев
Условия и перспективы существования социологии как науки и социального института в современной России: штрихи к социологии российских социологий

Социология и современная Россия / Под ред. А. Б. Гофмана. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 5-25.

«Совы не то, чем они кажутся».
Дэвид Линч, «Твин Пикс».


"Социология как духовное образование, или специализированная область знания, существует и развивается в определенном социальном контексте, и путь ее развития во многом ограничивается теми социальными рамками, в которых она оказывается в том или ином месте в то или иное время. Поэтому разговор о перспективах развития социологии в современной России будет неполным без прояснения институционально-структурных рамок ее сегодняшнего и будущего существования в нашем (по крайней мере) обществе. Настоящий очерк будет посвящен прояснению данного вопроса. Под «социологией» здесь понимаются любые представления и практики, которые производят люди, называющие себя «социологами», и которые они или другие люди называют «социологией»; в тех случаях, когда слово «социология» будет употребляться в более узком смысле, в тексте будут делаться соответствующие уточнения..."
В. Г. Николаев Условия и перспективы существования социологии как науки и социального института в современной России: штрихи к социологии российских социологий




В. Г. Николаев
Россия: информационная среда повседневной жизни и гражданское общество

Информационная среда повседневной жизни и гражданское общество в современной России: Тезисы для дискуссии // Внутренний терроризм — социальная проблема современной России: Научная конференция «Ломоносовские чтения—2002»: Сборник научных докладов: В 2-х т. М.: МАКС Пресс, 2002. Т. 1. С. 347-366.
"Вошла ли Россия в фазу «информационного» общества или находится на пути к ней? — Ответ на этот вопрос зависит от критериев «информационного общества», которые мы выберем. Возьмем два таких критерия: (а) превращение информации в основной товар, или увеличение доли стоимости информации в стоимости товаров (в широком смысле); и (б) качественные изменения в жизненном мире, связанные с разрастанием значимого для индивидов в их повседневной жизни информационного поля..."

  В. Г. Николаев Россия: информационная среда повседневной жизни и гражданское общество

 

В. Г. Николаев
ФЕОДАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СЛУЧАЙ РЕГИСТРАЦИИ

Россия и современный мир. 2001. № 2. С. 90-105.

"Связь власти и территории — проблема, широко дискутируемая в современной социальной науке, в социологии, антропологии, социальной истории, изучении национализма и т. д. Установлено, что эта связь исторически изменчива и может принимать разные формы. Сегодняшняя Россия, в которой относительно мирно сосуществуют элементы всех социальных укладов — от натурального хозяйства до компьютерных сетей — и соответствующие формы организации жизни, дает богатый материал по данной проблеме, практически не затронутый социальными исследованиями. В этом очерке мы рассмотрим частный случай связи между территорией и властью, устанавливаемый институтом регистрации (прописки), поддерживаемый этим институтом и находящий в нем открытое и доступное наблюдению выражение..."
  В. Г. Николаев ФЕОДАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СЛУЧАЙ РЕГИСТРАЦИИ


 

Николаев В.Г.
Советская очередь как среда обитания и последствия пребывания в ней
Опыт комплексного социологического анализа

Социологический анализ. М.: ИНИОН РАН, 2000. 

"... специфика советского общества (“дефицитная” экономика, государственная система распределения и т. д.) делала участие в очередях для большинства людей регулярным, устойчивым, повторяющимся элементом их повседневной жизни; (б) участие в очереди было своего рода “шифром”, “ключом”, “кодом”, дающим доступ к потребительским благам — необходимым элементом доступа к потребительским товарам и услугам и, тем самым, необходимым условием удовлетворения потребностей (в т. ч. основных, базисных); и (в) первые два обстоятельства сопровождались еще и третьим, а именно тем, что универсальность этого “шифра” обусловливала большую численность очереди и, что для нас здесь более важно, длительность участия в ней.
Таким образом, советский человек в своей повседневной жизни был вынужден участвовать в очередях, делал это рутинно и регулярно и затрачивал на это участие значительную часть своего личного времени, т. е. своей личной биографии...
Николаев В.Г. Советская очередь как среда обитания и последствия пребывания в ней




В. Г. Николаев
ПРОБЛЕМА МАРГИНАЛЬНОСТИ: ЕЕ СТРУКТУРНЫЙ КОНТЕКСТ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЛИКАЦИИ

Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Серия 11. Социология. М.: ИНИОН РАН. 1998, № 2. С. 156-172.
"Маргинальность относится к числу тех проблем, которые не только имеют большую практическую значимость, но и представляют немалый теоретический интерес для социологии: феномен маргинальности открывает широкое поле для изучения природы современной цивилизации, в особенности ее дисфункциональных механизмов, потенциально разрушительных как для общества в целом, так и для отдельной человеческой личности..."
  В. Г. Николаев ПРОБЛЕМА МАРГИНАЛЬНОСТИ: ЕЕ СТРУКТУРНЫЙ КОНТЕКСТ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЛИКАЦИИ

 


 

Сорвин К.В.

Религия как феномен культуры и социальный институт

 "Религия – один из важнейших и в то же время один из древнейших (если не самый древнейший) институт человеческого общества. Однако научное изучение этого института началось, практически, лишь со времени возникновения социологии. Причина тому – идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы и ученые видели важнейшую культурную миссию науки в окончательном уничтожении религиозного мировоззрения, в замене его системой взглядов, объясняющей все и вся действием сугубо материальных законов и причин. Важнейшей особенностью социологического подхода к исследованию религии как раз и является то, что эта наука совершенно не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии бога, а, значит, об истинности или же ложности религиозных учений. Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин возникновения феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический социальный феномен (говоря словами Дюркгейма «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению..."

Полный текст Сорвин К.В. Религия как феномен культуры

 


 

 К.В. СОРВИН
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

"Вопросы, связанные с этической тематикой, так или иначе, встречаются во всех форматах вступительных испытаний по обществознанию, в олимпиадах для школьников и в конкурсах по предметам. Не смотря на кажущуюся простоту этой тематики, в ей суще-ствует целый ряд «подводных камней», встреча с которыми традиционно становится ис-точником многочисленных ошибок. Одним из них является вопрос о соотношении морали и нравственности..."

Полный текст Сорвин К.В. Мораль и нравственность 


 

К.В. Сорвин
Очерки из истории классической философии

"Знакомство человека с основами философии, с историей возникновения и развития ее наиболее известных и фундаментальных парадигм, всегда считалось неотъемлемым элементом его культуры, и не случайно, что во все времена не только высшее, но даже среднее образование с необходимостью включало в себя философскую компоненту. Однако сегодня, к этим традиционным соображениям о значимости философского знания добавляются еще и аргументы, связанные с той совершенно новой ролью, которую суждено играть этой дисциплине в жизни современного научного знания. Фундаментальные процессы, происходившие в мировой науке в последние сто - сто пятьдесят лет заставили самих ученых обратиться к глубоким философским размышлениям относительно природы их собственных исследовательских областей, об их методологическом фундаменте, их границах и даже смысле..."

Полный текст Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии