Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн. 530
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12452
E-mail: yroshchina@hse.ru
Нефедова А. И., Маринина Е. И., Шматко Н. А.
М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025.
Komyaginskaya E., Gallyamova A., Golubkova A. et al.
Applied Cognitive Psychology. 2025.
In bk.: International Encyclopedia of Business Management. Vol. 2. Elsevier, 2026. P. 662-666.
Anna V. Demianova, Sviatoslav I. Pokrovskii.
Science, Technology and Innovation. WP BRP. Высшая школа экономики, 2022. No. 125.
В диссертационном исследовании Валерия рассматривает, как семейная социализация (со стороны родителей и супругов) и социальный класс формируют паттерны потребления алкоголя россиян. Концептуальной основой исследования стали теория социального научения А. Бандуры, теория брака Г. Беккера, теория стилей жизни П. Бурдье. В качестве эмпирической базы использованы данные RLMS–HSE (1994–2023).
В рамках анализа взаимосвязи между типами потребления алкоголя молодежью и их родителями выявлено, что в период с 1994 по 2023 гг. именно среди молодых людей 14-22 лет произошло наиболее заметное снижение потребления спиртного. Валерия установила связь между предпочтениями родителей в выборе алкогольных напитков и типами потребления алкоголя у молодежи. Так, дети повторяют алкогольные практики родителей. Кроме того, была обнаружена связь между типом потребления алкоголя матери и решением молодежи пить.
На этапе исследования потребления алкоголя супругами Валерия обнаружила, что партнеры, вступив в брак, адаптируют свои алкогольные практики друг к другу, формируя «алкогольное партнерство». Согласно результатам, вступление в брак может как снизить чрезмерное потребление до умеренного уровня, так и повысить вероятность начала употребления алкоголя непьющими.
Заключительная часть работы посвящена поиску связи между социальным классом и типом потребления алкоголя. Было выяснено, что в 1990–2000-е годы классовая принадлежность россиян заметно влияла на выбор напитков: низшие классы чаще выбирали водку и самогон, тогда как высший средний и высший – вино и сочетание разных видов спиртного. При этом в 2010-е годы эффект социального класса заметно снизился — хотя образование и доход сохранили значимую роль, предсказывая потребление вина.
Дискуссанты и участники семинара отметили высокое качество теоретической проработки и масштаб эмпирического анализа, выполненного Валерией при подготовке кандидатской диссертации. По итогам обсуждения работу единогласно рекомендовали к защите.
Желаем Валерии успешной защиты кандидатской диссертации!
Лаборатория экономико-социологических исследований: Младший научный сотрудник