Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000 Москва, Мясницкая 9/11, комн. 530
Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12452
E-mail: dibragimova@hse.ru
В сборнике представлены статистические данные, характеризующие уровень и динамику развития цифровой экономики в России. По ряду индикаторов приведены международные сопоставления. Материал сформирован на основе данных Росстата, Минцифры России, ФТС России, Банка России, Евростата, ОЭСР, Международного союза электросвязи (МСЭ), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Департамента экономического и социального развития ООН, Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), базы данных Scopus, а также разработок Института статис- тических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В ряде случаев данные по отдельным показателям уточняют ранее опубликованные.
В статье исследуется актуальная проблематика российского книжного рынка. Отмечены тенденции к сокращению общего тиража печатных изданий на фоне роста книжного разнообразия. Анализируется структура книжной продукции. На материалах статистики показано сокращение рынка печатных книг в последнее десятилетие, предельная точка чего была достигнута в ходе пандемии. Отмечена высокая монополизация. Тенденцией российского рынка книг является растущая популярность самиздата и разнообразных школ писательского мастерства. По мере угасания интереса к чтению растет армия желающих быть писателем. Отмечен рост доли переводных книг, а также влияния блогеров на продвижение новинок. Обсуждается негласное требование к присутствию писателей в социальных сетях как формы продвижения. Помимо статистической информации использованы интервью с участниками рынка и читателями.
В статье представлен обзор литературы, посвящённой конспирологическому мышлению. Хотя консенсус в отношении определения данного понятия отсутствует, исследователи, как правило, обращают внимания на следующие сходные аспекты: вера в секретные и тайные действия; наличие группы заинтересованных лиц, влияющих на мировые процессы или скрывающих информацию о чем-либо; ложный или неправдоподобный характер теорий заговора. Существуют два принципиально разных подхода для измерения конспирологического мышления: (1) с точки зрения согласия с рядом реальных теорий заговора; (2) в общих терминах, без ссылки на конкретные теории заговора. Каждый из них имеет серьёзные ограничения как специфические (например, произвольность выбора теорий заговора для первого подхода и отсутствие одномерности шкал — для второго), так и общие (сложность использования шкал в сравнительных международных исследованиях). В обзоре приведены примеры инструментария, соответствующего каждому из подходов. Факторы, влияющие на веру в теории заговора, могут быть разделены на психологические и социальные. Конспирологические убеждения более свойственны людям с высокой тревожностью, низкой самооценкой и менее развитыми аналитическими способностями. Кроме того, в теории заговора чаще верят люди с низким социальным статусом и уровнем образования, невысоким уровнем генерализированного и политического доверия, принадлежащие к краям идеологического спектра, а также потребляющие информацию из глянцевых журналов и социальных сетей. Роль возраста и религиозности менее однозначна.
Доклад посвящен анализу современного состояния международной академической мобильности в России. В нем систематизированы результаты исследований, характеризующих возможности и риски, которые международная мобильность создает для отдельного ученого и национальной науки в целом, приведен обзор источников информации о процессах «циркуляции умов». Впервые представлены итоги уникального обследования миграционных потоков в российской науке, проведенного в ноябре — декабре 2021 г. Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России. Обследование позволило оценить интенсивность и структуру исходящей и входящей мобильности научных и научно-педагогических кадров в крупнейшем сегменте отечественного научно-технического комплекса — в вузах и научных организациях, подведомственных Минобрнауки России. Для исследователей, экспертов и управленцев в сфере развития науки и научно-технической политики.
Статья посвящена описанию авторского метода анализа поколенческих различий – схеме максимальной дифференциации поколений. Схема предполагает поиск уникальных трендов в поколении миллениалов (1982–2000 г.р.), которые не наблюдались ни во всей выборочной совокупности, ни в двух других поколениях по трем видам измерения данных (кроссекционный анализ, анализ временны́х изменений и долговременный анализ). Для удовлетворения механики схемы, помимо миллениалов были включены советское поколение (1947–1967 г.р.) и реформенное поколение (1968–1981 г.р.). Исследование было проведено на примере базы Российского индекса целевых групп (РосИндекс). Благодаря схеме показано, что действительно характерной миллениалам установкой можно считать только высказывание «Я предпочитаю вегетарианскую пищу». Однако схема обладает двумя важными ограничениями: 1) она не чувст вительна к трендам, которые для отдельного поколения не уникальны; 2) схема не может быть использована в качестве единственного вида анализа и нуждается в дополнительных методологических процедурах. При учете данных ограничений схема максимальной дифференциации может быть полезна как в качестве отдельного вида предварительного анализа поколенческих различий, так и может быть включена в более широкий подход к работе с эффектами возраста и периода.
За последние сто лет человечество научилось лечить или предупреждать множество инфекционных заболеваний, однако закономерным результатом прогресса в медицине и возросшей продолжительности жизни стал выход на первый план онкологических заболеваний как одной из основных причин смертности. Рак, в силу специфики своей природы и лечения, может вызывать страх, который в предельной форме проявляется в виде канцерофобии. Безусловно онкология обладает ярко выраженными физиологическими причинами для страха, однако то, как этот страх воплощается и нивелируется, во многом связано с культурными и социально-экономическими особенностями среды. В рамках данного исследования на основе анализа 37 глубинных интервью делается попытка ответить на вопрос, что пугает людей, лично не имевших опыта онкологического заболевания, в раке, и как подобный страх преодолевается в повседневной жизни. Анализ нарративов информантов позволяет сделать предположение о том, что страх онкологического заболевания неразрывно связан с представлениями о состоянии системы здравоохранения и уровнем социально-экономического развития страны. Низкий уровень доверия институту медицины при этом может замещаться верой в отдельного специалиста, знакомство с которым и станет потенциальным «спасением» от онкологического заболевания. Высокая степень неопределенности, связанная как с особенностями самой болезни, так и социально-культурным контекстом, в котором она потенциально может проживаться, преодолевается несколькими способами. Один из них – формулировка обыденных теорий (lay theories) о причинах возникновения, профилактике и лечении рака, позволяющих редуцировать комплексное заболевание до конкретных, контролируемых факторов. Особенно ярко выражены психосоматические обыденные теории: «мысли о раке», «недовольство жизнью», «стресс» - одни из ключевых причин онкологического заболевания, по мнению респондентов. Немаловажную роль в преодолении страха перед раком играет повышенная агентность индивидов в поле самозаботы о себе. Так, антираковые практики, которые люди привносят в свою повседневность, способны снижать иррациональный страх перед заболеванием. Противоположной стратегией становится фаталистическая позиция по отношению к заболеванию, а также узкий горизонт планирования - онкология не воспринимается как явление, лежащее в поле актуальных проблем, и проигрывает более насущным социальным и экономическим вызовам.
«Капитал» К. Маркса и в наши дни продолжает вызывать споры и дискуссии. В настоящей книге рассматриваются важнейшие направления, по которым велась и ведется критика экономического учения Маркса теоретиками «неомарксизма» (пересмотр теории стоимости и прибавочной стоимости, искаженная интерпретация примененного в «Капитале» метода); дается анализ основных аргументов, выясняются идейные корни и классовая направленность концепций, получивших распространение на Западе. Обобщена обширная литература об экономической теории марксизма, выпущенная в ведущих западных странах.
Книга, первое издание которой вышло к 170-летию со дня рождения Карла Маркса, была рассчитана на специалистов в области истории и теории Марксовой политической экономии, философии, социологии. Она и сегодня сохраняет актуальность и также может быть рекомендована широкому кругу читателей, интересующихся историей и теорией марксизма и социализма.
Настоящая глава посвящена русскоязычному рынку удаленной работы, в который, по нашим оценкам, вовлечено несколько миллионов самозанятых профессионалов (фрилансеров) не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. С самого начала этот рынок в значительной степени был частью «неформальной экономики», ускользающей от государственного регулирования, налогообложения и статистического учета. Одновременно цифровые платформы – биржи удаленной работы – выступали в роли конфигураторов рынка, не только создавая техническую инфраструктуру, но и устанавливая «правила игры».
Мы сфокусируемся лишь на одном измерении неформальности, рассматривая контрактные практики на рынке удаленной работы. Каким образом заключаются сделки между фрилансерами и заказчиками и от каких факторов это зависит? Снижается ли уровень неформальности в контрактных отношениях по мере эволюции рынка? Чем отличаются между собой фрилансеры, вовлеченные в разные контрактные практики? Как часто участники рынка сталкиваются с нарушениями договорных обязательств? Защищает ли фрилансера письменный договор? Какова роль цифровых платформ в организации контрактных отношений?
С приходом в университет новых поколений студентов преподавание оказалось в серьезном кризисе, который лишь усугубился в период пандемии коронавируса. Что именно пошло не так? В книге разбираются многочисленные основания возникшего кризисного состояния и формулируются общие принципы, на которые могли бы опереться нынешние преподаватели. Автором также предлагается ряд практических советов из накопленного личного опыта и обсуждается вопрос о том, зачем вообще нужно преподавать.
Настоящее исследование современных практик чтения было проведено сотрудниками Института исследований культуры ФГРР НИУ ВШЭ во время книжного фестиваля «Смены» в декабре 2020 года. В рамках этого исследования использовались смешанные методы — количественные (анкетирование) и качественные (интервью). В отчете собраны результаты анкетирования посетителей фестиваля; описаны типизированные портреты посетителей фестиваля и их практики чтения; отдельное внимание уделено читателям нон-фикшн.
Доклад, подготовленный Институтом статистических исследований и экономи- ки знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) по заказу АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» продолжает серию ежегодных публикаций о тенденциях развития интернета. Исследование проводилось по четырем основным направлениям: «анатомия» интернета (доменное пространство, телекоммуникационная инфраструктура, безопасность в сети), интернет для экономики (цифровизация отраслей экономики и социальной сферы, электронная торговля), интернет для общества (население в интернете, цифровые навыки и профессиональная деятельность), тренды развития интернета.
Исследование базируется на данных Росстата, Минцифры России, Банка России, Технического Центра Интернет, Совета европейских национальных регистратур доменов верхнего уровня (CENTR), компании Verisign, аналитических и прогнозных материалах международных организаций (ОЭСР, Евростата, МСЭ), консалтинговых и иных компаний, а также на собственных разработках ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся вопросами развития интернета, процессами цифровизации российской экономики и общества.
Несмотря на растущий интерес к изучению социального капитала в России и за рубежом, подходы к его измерению до сих пор вызывают споры. Наиболее сложной выглядит задача построения обобщенных показателей, отражающих объем социального капитала в целом и его отдельных видов. В то же время для оценки отдачи от социального капитала необходимо уметь корректно его измерять. Целью исследования является разработка методологии измерения различных видов социального капитала индивида, а также ее применение для анализа дифференциации социального капитала россиян и ее факторов. Мы используем данные РМЭЗ НИУ ВШЭ за 2016 г., так как в анкету этой волны был добавлен блок вопросов о включенности индивида в социальные сети. Факторный анализ выделил пять латентных переменных, соответствующих разным видам социального капитала: 1) емкость онлайн-сети, 2) возможность опереться на помощь со стороны, 3) плотность общения с друзьями, 4) включенность в жизнь церкви и 5) плотность общения с родственниками, живущими отдельно. К «закрытому» социальному капиталу можно отнести третий и пятый виды, а к «открытому» — первый. Четвертый вид может интерпретироваться как «скрепляющий» СК, а второй — как «потенциальные» социальные ресурсы. Полученные переменные использовались в качестве зависимых в регрессионных моделях. Анализ показал, что пол, возраст, образование, место жительства и рождения, семейное положение, наличие детей, религиозность и конфессия имеют значимый эффект, сила и направленность которого различаются для отдельных видов социального капитала. Методом кластерного анализа была построена типология социального капитала, охватывающая четыре класса респондентов: 1) низкий уровень всех видов социального капитала; 2) высокий уровень открытого и умеренный уровень связывающего социального капитала; 3) высокий уровень скрепляющего социального капитала; 4) высокий уровень открытого и связывающего социального капитала.
Цель настоящей статьи —выявление типов трудовых ценностей студентов восьми российских вузов, а также дифференциация вероятности их распространенности среди обучающихся с различными характеристиками. В статье использованы данные опроса, собранные в рамках исследования «Мониторинг студенческого опыта» в 2020 г. С помощью факторного анализа выделены семь типов трудовых ценностей студентов, два из которых отражают внутренние ценности (полезность, саморазвитие), а пять — внешние (материальное продвижение, надежность, общение, мобильность и гибкость). Регрессионный анализ позволил определить основные факторы формирования соответствующих типов трудовых ценностей. Работа в университете во время учебы, проживание в общежитии и обучение на гуманитарных специальностях повышают вероятность ориентации на полезность труда и способствуют восприятию работы как общественного долга. Наличие работы внутри университета и вне его, обучение на инженерных специальностях, а также высокий уровень успеваемости повышают вероятность формирования ценности саморазвития. При этом ближе к выпуску важность внутренних трудовых ценностей снижается, уступая место ценности надежности и стабильности рабочих позиций.
На уровне здравого смысла кажется естественным считать, что собственное здоровье — это абсолютная ценность. Даже в европейских обществах, где хорошо развита институциональная инфраструктура профилактического здравоохранения, индивидов приходится дополнительно побуждать, а иногда и принуждать к практикам сбережения и преумножения собственного здоровья. Как и в европейских странах, в России на государственном уровне активно инициируются программы продвижения здорового образа жизни и самосохранительного поведения среди населения. Однако пока что социологические исследования свидетельствуют, что россияне чаще склонны тратить здоровье, а не сберегать и преумножать его для будущего. Этому находится множество структурных объяснений, тем не менее за пределами внимания исследователей остается проблематика осознания индивидами ценности здоровья. В статье предпринимается попытка декодировать параметры субъективной ценности заботы о здоровье. Для этого используются теоретические наработки социологии оценивания, нацеленные на прояснение механизма увязывания спроса и предложения как культивацию потребительских потребностей в ходе рыночного продвижения ценности товаров и услуг. Рассуждения основываются на серии глубинных интервью с россиянами (26 интервью, 2020–2021 гг.) — «энтузиастами здоровья», повествующих о повседневных практиках по улучшению своего здоровья и о позитивных сдвигах в своем самочувствии. Эмпирические данные свидетельствуют, что потребление товаров и услуг для здоровья легитимирует и закрепляет интерес человека к заботе о собственном здоровье, ритуализирует эти практики и тем самым меняет его представление о собственной субъектности. Здоровье начинает ощущаться как актив, инвестиции в рост жизненной силы и личной продуктивности, а также в полное раскрытие своего человеческого потенциала, «возвращение к себе» как новую форму индивидуальной устойчивости и автономии. Делается вывод, что продвижение самозаботы о здоровье в обществе через «рынок» способствует формированию утилитарного видения себя, что, свою очередь, потенциально усиливает неравенство и конкуренцию вместо социальной интеграции.
В сборнике представлены статистические данные, характеризующие уровень и динамику развития цифровой экономики в России. По ряду индикаторов приведены международные сопоставления. Материал сформирован на основе данных Росстата, Минцифры России, ФТС России, Банка России, Евростата, ОЭСР, Международного союза электросвязи (МСЭ), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Департамента экономического и социального развития ООН, Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), базы данных Scopus, а также разработок Института статис- тических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В ряде случаев данные по отдельным показателям уточняют ранее опубликованные.