• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Учебные подразделенияФакультет социальных наукМеждународная научная конференция «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность»
Международная научная конференция

«Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность»

 

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»/ Факультет социальных наук/ Департамент социологии и Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, Российский государственный гуманитарный университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Институт стратегии развития образования, региональная общественная организация «Сообщество профессиональных социологов» в память культуролога, социолога, психолога Г.В. Иванченко (1965 – 2009) проводят 9 – 11 сентября 2015 г. Международную научную конференцию «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность».

Концепция «заботы о себе», актуализированная в работах Мартина Хайдеггера, Пьера Адо, Мишеля Фуко, вновь обретает возможность стать одной из базовых в общегуманитарном знании и науке. Человеческая мысль снова обращается к заботе о себе как онтологической категории для существования и общества (культура и педагогика как формы заботы социума о своем существовании), и индивида (этос и психология как формы заботы человека о своем совершенствовании).  Конференция предполагает поиск возможностей интеграции исторического, теоретического и прикладного дискурсов, способствующих углублению представлений о «заботе о себе» - императиве, феномене, ценности, цели, стратегии. Планируется обсудить проблемы исторической и современной концептуализации философско-педагогической категории «забота о себе», обозначить методологические основы ее интерпретации и специфику использования в разных теоретических рамках и дисциплинарных полях, когда педагогика и культура определяют человека по отношению к изучаемому содержанию образования и к самому себе как ученика и учителя одновременно, обеспечивая самопреобразование, саморазвитие и самоактуализацию в течение всей его жизни. Со стороны представителей разных наук предполагается рассмотреть данную идею и категорию как особый аспект культуры личности в ее прошлом и настоящем. Сроки проведения конференции приурочены к 50-летию российского философа, психолога, культуролога и педагога Галины Владимировны Иванченко (1965-2009), обосновавшей возможность рассмотрения категории «забота о себе» как междисциплинарной, наметившей подходы к психолого-педагогической интерпретации корпуса текстов разных культур и эпох в последней прижизненной монографии «Забота о себе: история и современность».

Темы для обсуждения:

  1. Творческое наследие Г. Иванченко: междисциплинарный подход к «заботе о себе».
  2. «Забота о себе» в истории педагогических, психологических, социальных наук и философии.
  3. «Забота о себе» в исторической перспективе: идеал заботы в Античности, Средневековье, в Новое время и в Постмодерне.
  4. Концептуализация категории «забота о себе».
  5. Методологические проблемы и перспективы исследования феномена «забота о себе».
  6. «Забота о себе» в ряду ориентиров развития образования (от дошкольного до непрерывного).
  7. Моральные аспекты заботы о себе и о Другом.
  8. Практики заботы о себе: медицинский, педагогический, социальный аспекты.
  9. «Забота о себе» в треугольнике между общим, профессиональным и философским образованием: «путь жизни» и целеполагание в обучении и воспитании.
  10. «Забота о себе» как самостроительство, самообразование и самоакутализация. Формирование способности заботится о себе в различных возрастных когортах. Школьная педагогика и педагогика «заботы о себе».
  11. Высшая школа как важнейший этап воспитания заботы о себе как основы автодидактики и самовоспитания.
  12. Непрерывное образование — важнейший аспект заботы о себе. Взаимодействие образовательных и других биографических стратегий